Материалы и техники в иллюстрации 2


Время от времени мне прилетают вопросы о том, что такое водорастворимые мелки, чем отличается обычная гуашь от акриловой, почему я стала реже рисовать акварелью и какие карандаши предпочитаю. В этом посте я отвечу на эти вопросы. Надеюсь, он окажется полезным и информативным.

Первый материал, который закрепился в моем творчестве была акварель. Акварелью я училась писать натюрморты и акварелью нарисовала три книги. Две из которых вышли в Китае, а еще одна должна наконец-таки выйти в издательстве «Оникс», но пока откладывается. Я искренне люблю этот материал и то, что рисовала им почти 6 лет о многом говорит.

Считается, что акварель лихая и непредсказуемая, и многие ее из-за этого боятся. Меня это сбивает с толку. Чтобы она стала предсказуемой и управляемой, берите на кисть чуть меньше воды. Она может быть лихой и непредсказуемой, но только если вы сами того хотите. Иногда непокладистость акварели связана с неподходящей бумагой. Выбор бумаги – процесс сложный и затратный. Как в отношении времени, так и денег. Не бывает плохой бумаги, бывает бумага, которая не подходит конкретно под ваши задачи. Дешевый Гознак подойдет для работы по сухому. Но вряд ли на нем получатся красивые акварельные подтеки и разводы.

Для того, чтобы подобрать бумагу для книги «Как мяч до нас докатился» (это та книга, которая выйдет в «Ониксе»), я пришла в магазин и попросила листы самой дешевой акварельной бумаги – от Гознака до Фабриано. Гонорары за книгу, увы, маленькие, и тратить половину гонорара на материалы не разумно. В итоге я остановилась на дешевой бумаге Canson. Простите, но не вспомню название.

От бумаги зависит, как ложится краска, жухнет или не жухнет цвет, можно ли смыть то, что уже нарисовано или это фиксируется навсегда. Краска тоже играет важную роль, но тут все гораздо проще. Я рисую Невской палитрой и за исключением нескольких цветов она меня устраивает. Советую заменить кобальт и, возможно, ультрамарин. Если вы любите коричневые и не любите их мешать самостоятельно, то их тоже стоит заменить. Я покупала Ван Гог в тюбиках и осталась довольна.

Если вы хотите заниматься иллюстрацией и рисовать при этом живыми материалами, чем больше готовых колеров будет, тем лучше. Если у вас история о рыжеволосой девочке, то лучше иметь готовую оранжевую краску, чем мешать ее на каждом развороте. То же касается ее сиреневого платья и голубого неба.

Акварельные иллюстрации я рисовала по канонам академической живописи, которые гласили: «использовать белила плохо» (это можно понять, ведь суть акварели, ее прозрачность, тогда теряется), «черный цвет тоже лучше выложить из палитры» (опять же понятно, ученики часто не думают, как затемнить краску и просто плюхают черный), «коричневые мешать только самостоятельно». Все эти и другие правила на самом деле очень разумные и взяты не с потолка, а из огромного человеческого опыта работы с этим материалом. НО! Иллюстрация тем и прекрасна, что в ней можно нарушать правила и придумывать новые. Недавно, знакомая акварелистка, очень удивилась, увидев, что я получаю текстуру, процарапывая влажную акварель карандашом, ведь «в художественных кругах так не принято». Я это понимаю, и сама через это проходила. Но от этих рамок и барьеров лучше в иллюстрации уходить. Ничего хорошего они не дадут, кроме самобичевания «что вы делаете все не так».

Акварель я смешивала с цветными карандашами и добавляла при помощи них текстуру и детали.

Со временем я стала добавлять к акварели белила (тоже акварельные, хотя можно было и гуашь). Мне хотелось плотности и текстуры. Вскоре я поняла, что хочу попробовать гуашь.

Как правило, люди знакомы с гуашью по урокам ИЗО. И для многих это не приятные воспоминания. На деле гуашь профессиональная краска, которая используется для оформительских работ и иногда заменяет масло для тех, кто не может позволить себе мастерскую. Та краска, что продается для детского творчества не всегда соответствует качеству и требованиям профессиональных художников, но в России появилась профессиональная гуашь иностранных производителей.

Мое возвращение к гуаши произошло через знакомство с акриловой гуашью фирмы Turner. Прежде, чем покупать, я почитала отзывы и убедилась, что краска хорошая. Но я все равно не до конца представляла, как она ведет себя на бумаге. Оказалось, что это матовый акрил. Отличает его то, что при высыхании не смывается водой. А высыхает моментально. В этом есть плюсы и минусы.

Из плюсов: вы можете перекрыть предыдущий слой если он получился неудачным, работе ничего не будет, даже если прольете на нее воду, работа не будет пачкаться после высыхания, вы не смажете рисунок влажной рукой и т.д. Возможно, это как-то влияет на цвет, но не уверена. Из минусов: приходится по капле выдавливать краску на палитру, периодически обрызгивать краску из пульверизатора, если хотите добиться плавного перехода с предыдущем слоем, то пройдете через все круги ада. На иностранных сайтах продается специальная палитра для акрила и акриловой гуаши, которая не позволяет краске высыхать. Но я не пробовала.

После акварели было трудно добиться плавных переходов, а мазки получились не такими разнообразными и текстурными как хотелось бы. Но со временем я справилась и с этой задачей. Цвета в краске Turner сочные, яркие и не жухнут после высыхания. Во всех отношениях это прекрасная краска. По ней хорошо ложатся цветные карандаши, а бумага подходит любая, которая имеет плотность выше 150 гр. Но, как писала выше, она очень быстро сохнет. Рисовать такой краской долгосрочный проект затрудняется еще и тем, что краску не найти в России, а заказывать дорого. Хотя я нашла в Москве потрясающую акриловую гуашь итальянской фирмы Ferrario, меня останавливает цена в 400 руб за баночку и ограниченная палитра цветов. Поэтому я рисовала ею личные проекты или небольшие заказы. Например, акриловой гуашью и цветными карандашами я нарисовала обложку для журнала «Чердобряк», которую смогу показать в августе.

Ниже работы, которые я рисовала акриловой гуашью Turner, Ferrario и цветными карандашами.

Столкнувшись с тем, что я перешла на акриловую гуашь и отказалась от акварели, я поняла, что нужно срочно искать замену дорогой гуаши, которую трудно найти в России. И нашла Royal Talents. Это нидерландская гуашь, которая продается в художественных магазинах Москвы и стоит 250 рублей за баночку. Это ощутимая цена, но хочется верить, что одной баночки хватит надолго. Кроме того, российская марка «мастер-класс» тоже делает неплохую гуашь и некоторые пигменты даже хорошие. Я пользуюсь оранжевой краской и хочу попробовать еще другие цвета.

К гуаши у меня несколько требований. Она должна быть хорошо пигментированной, не расслаиваться на связующее и пигмент, покрывать бумагу без плешей и просветов. К сожалению, по глупости я купила китайскую гуашь Reeves, которая напоминала соплю, внутри которых плавает пигмент. Это плохая краска. После высыхания гуашь немного жухнет и темнеет. Хотя Turner делает это незаметно глазу. Вот чем меньше жухнет и темнеет, тем лучше. При смешении двух цветов она не должна давать грязь. Я имею в виду, если я мешаю желтый и красный (основные), там должен получиться оранжевый, а не коричневый или серо-буро-козявчатый. Это опять же будет говорить о качестве пигмента.

Пока Royal Talents меня устраивают. Они темнеют сильнее Turner, но в рамках разумного. В смешении дают нормальные цвета (хотя оранжевый мог бы получаться чуть ярче).  Бумагу выбрала простую и не дорогую. В отличие от акварели, гуашь менее прихотлива и все зависит скорее от ваших предпочтений по текстуре. Я люблю гладкую бумагу со слегка выраженной текстурой. И для этих целей мне подходит склейка Фабриано и китайская Potentate (на фото она со спиралью, но я покупаю в склейке).

Помимо гуаши и цветных карандашей, я подсела на водорастворимые мелки. Это восковые мелки, которые можно размыть водой. Звучит странно, но так это работает. Моими любимчиками остаются Neocolor фирмы Carandashe, которые я привожу из поездок. В России я купила неплохую замену – мелки Lyra. Эти мелки не такие жирные и пигментированные, но все равно неплохо справляются со своей задачей. А задача у них одна - неповторимая текстура. Рисунки ниже сделаны акриловой гуашью, мелками и цветными карандашами.

Карандаши я выбираю по тому же принципу, что и художественные краски – уровню пигментации. Пробовали рисовать детскими цветными карандашами, которые приходится чуть ли не продавливать бумагу, чтобы получить тот цвет, который указан на карандаше? Мои любимые карандаши фирмы Faber-Castell Polychromos. Иногда покупаю акварельные той же фирмы. Еще со времен художественной школы у меня остался набор акварельных карандашей Koh-i-noor. Неплохие карандаши. Акварельные карандаши более пигментированные, нежели обычные.

Меня как-то спросили, как я выбираю материал для работы над тем или иным заказом. Если нет каких-то жестких ограничений по срокам и особых пожеланий заказчика, я беру то, чем нравится работать на данный момент. Если же работать нужно быстро, а правок будет много, я рисую в цифре. Акварелью я нарисовала три книги, настольную игру и даже два заказа для интернет-магазина. Это к вопросу о том, можно ли рисовать живыми материалами для цифрового пространства. Ответ: можно! Можно все, что угодно, если после этого вы обработаете работу в Фотошопе.

Все иллюстрации, нарисованные живыми материалами, претерпевают изменения в Фотошопе. Работу нужно отсканировать или сфотографировать, избавится от серого фона, то есть сделать белую бумагу снова белой. Дальнейшая обработка зависит от пожеланий. Я возвращаю работе сочность и яркость при помощи ползунков «экспозиция» и «уровни». Чищу края в тех места, где они должны быть четкими и читаемыми. Для сравнения приведу пример. Книгу «Как мяч до нас докатился» я рисовала 3,5 месяца. Из них три недели я потратила на обработку и доработку в Фотошопе! Знание основ этой программы необходимо для работы иллюстратора.

Миксуя все вместе я получаю колоссальное удовольствие, но иногда удовольствия недостаточно, чтобы рисовать этими материалами заказную работу. Для многих заказчиков работать с цифровой иллюстрацией гораздо удобнее. Правки вносить в такие иллюстрации гораздо проще, изменить цвет у фона ничего не стоит, разве что пару секунд, объекты находятся на разных слоях, а значит часть иллюстрации (например, только персонажа) можно использовать где-то еще. Для художника работа в цифре тоже облегчает жизнь. Несмотря на то, что я рисую живыми материалами всю сознательную жизнь, работать в цифре все-таки быстрее. Особенно после того, как в моей жизни появился IPad. Переход из аналога в цифру стало гораздо нежнее и мягче.

Если проект большой, а времени не так много, я скорее всего возьмусь рисовать его в цифре. Если же заказчик приходит с желанием получить аналоговую иллюстрацию, я просто предупреждаю, что рисовать буду чуточку дольше. Бывают заказы, которые делать красками себе во вред. Например, я рисовала четыре сета для декорирования детского праздника. Многие элементы в наборе повторяются и на компьютере я могу эти элементы скопировать и вставить, внеся изменения в уже отрисованное изображение. А красками пришлось бы рисовать заново. Времени на такую работу ушло бы не простительно много. Кроме того, эти сеты предназначены для печати в домашних условиях, а печатать картинки, которые были нарисованы красками, куда труднее. Алый может превратится в бордовый, а ультрамарин в индиго. Печатая цифровое изображение, таких погрешностей будет меньше.

 

Бывает, заказ даже не предполагает выбора. К примеру, я делала стикеры для Одноклассников, и вопрос о технике даже не стоял. Конечно, это цифра!

Маша Судовых, чудесный иллюстратор, спросила меня: «Как я нахожу время и отвагу пробовать новую технику в проекте». Мне очень понравился вопрос. Я поняла про себя одно – лучше всего я обучаюсь на реальных проектах.

Как-то мне пришел заказ на иллюстрацию для упаковочной коробки. К тому моменту я поняла, что без умения работать в графических редакторах, далеко не уйду и решила рисовать заказ в цифре. Звучит логично и сухо, а на деле я месяцами ныла, что не умею рисовать в Фотошопе, боялась упустить классную возможность, крутой заказ из-за лени и неспособности освоить новый инструмент. До этого я пыталась рисовать личные проекты в Фотошопе, но дальше эскиза не двигалась. Не видела смысла. Не было конкретной задачи. Конечно, браться сразу за заказ было страшно, я потела, у меня ничего не получалось. Я потратила вдвое больше времени, чем могла бы, но все равно сдала работу в срок и с неплохим результатом. А после этого сразу взялась за огромный заказ на отрисовку игры в цифре. Там было 50 иллюстраций и половина из них очень детальные. Сейчас я рисую уже вторую книгу для издательства «Клевер» в цифре. Если бы тогда я не переборола себя, возможно, не было бы ни игры, ни книг.

Кто-то может посчитать это не профессионализмом, но по иронии именно так я стала профессиональным иллюстратором. Я учусь на каждом новом проекте. Невозможно подготовиться ко всему. Но есть одно «но». Я знала, что умею рисовать, что справлюсь с задачей, мне просто нужно освоить новый инструмент. Если вы на реальном проекте учитесь рисовать базовые вещи, вот это не очень хорошо.

Я убеждена, что мы никогда не будем готовы на все 100, мы не будем уверены в себе на все 100, мы не будет довольны результатом на все 100. Потому что соточка не досягаема. И только благодаря этому мы развиваемся. Но пока вы будете ждать стопроцентной готовности, чтобы начать, вы никогда не начнете.

Еще я понимала, что мне нужно освоить InDesign хотя бы на базовом уровне и для этого решила самостоятельно сверстать зин, а чуть позже пришел заказ на иллюстрации с версткой. Я согласилась и потратила на верстку трех страниц почти весь день, но зато многому научилась! А самое главное, благодаря тому, что сказала да, вскоре проиллюстрировала книгу и обзавелась подругой, с которой мы продолжаем вместе работать и думать над новыми книгами.

И еще один страшный секрет. Я не перфекционист и горжусь этим. И это тоже помогает экспериментировать сразу на реальном заказе. Все вокруг с кокетством говорят «я перфекционист, хочу, чтобы все было идеально». Помните вопрос на собеседовании: «Какой ваш самый большой недостаток?» С томным взглядом нужно ответить: «Я перфекционист». Долгое время мне было стыдно, что я таковой не являюсь. Я не перфекционист. Я всегда делаю свою работу на совесть, но не до маниакального безумства. Я не ищу оправдания в перфекционизме, а отчетливо понимаю, где облажалась. Но отношусь к этому так - не получилось в этот раз, значит в следующем проекте получится лучше. Мне правда живется от этого гораздо легче, чем многим.

И, наконец, меня спросили о минимальном наборе новичка. Этот вопрос и простой, и сложный одновременно. Если отвечать просто – то вам нужна бумага, карандаш, ластик и нож для заточки. Посмотрите опять же иллюстрации Маши Судовых, и поймете, что рисовать обычным карандашом тоже можно. Если вы хотите зарабатывать иллюстрацией, то вам еще понадобится мощный компьютер, Фотошоп и сканер.

Но мне больше нравится другой ответ. И, наверно, он покажется чуть менее конкретным. Новичку в первую очередь нужно научиться рисовать. Это минимальный набор новичка. Освоить базу. Базу дают курсы, занятия с преподавателем, учебники и уроки на Ютюбе. Но лучше походить к хорошему преподавателю. Задачу и материалы будут выбирать они, а вы будете вникать в основы ремесла. После того, как будет освоена элементарная база, вы начнете пробовать новые материалы. Перепробуете все, что можно и, наконец, выберете, что же ближе именно вам.  За всю жизнь я перепробовала все материалы кроме разве некоторых печатных техник и пришла к тому, к чему пришла. Тратиться на все материалы не обязательно. Возьмите попробовать у знакомых, сходите на бесплатные мастер-классы или мастерские (их действительно много, если поискать), в общем, пробуйте!

На днях я смотрела эфир Кристины Колесниковой про арт-терапию. И в нем она задала очень необычный вопрос: «Какой вы художественный материал и почему?» Подумав, я написала: «Я цветные карандаши и мелки, потому что они яркие веселые и из детства». А какой материал вы?

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю.


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2 мыслей про “Материалы и техники в иллюстрации

  • Татьяна Троян

    Спасибо, Юля, что не поленилась написать такой подробный пост! Ты ответила на все мои вопросы :))))) Я, кстати, тоже чаще учусь на проектах, чем просто так. У меня то руки не доходят ставить эксперименты ради экспериметов, то просто неинтересно. А так приходит какой-то заказ, а ты такой раз, и никогда такого не делал. Стремненько, конечно, но интересно. Хотя в коммерческих целях, конечно, лучше работать в той технике и на те темы, которые хорошо знаешь. Надежнее и быстрее.

    • Юля Прохоцкая От автора

      Таня, пожалуйста! «Стремненько, но интересно» — это, видимо про нас))))) Про надежность и быстроту согласна!!! Сейчас, наверно, я так по большей части и работаю, но иногда хочется чего-то новенького. Мне быстро становится скучно…