9 идей, откуда берутся идеи


Последние полгода меня все больше интересует ответ на вопрос, откуда берутся идеи. Я читаю биографии и автобиографии музыкантов, писателей, режиссёров и сценаристов. Читаю блоги других художников и жадно ищу ответ: «Откуда берутся идеи? И как их сделать в своей голове на порядок больше?» Мне давно хотелось написать на эту тему пост, но, казалось, что я так и не нашла ответ. Но авось в процессе и разберусь.

К этому посту подтолкнула не только моя озабоченность темой, но и сообщение, которое я получила на днях в директ инстаграма. Такие сообщения дают смысл писать.  Девушка поделилась непростым эмоциональным состоянием и поблагодарила за посты, которые помогают и поддерживают в минуты, когда руки повисают вдоль тела. По словам девушки, у нее нет фантазии и рога изобилия идей, но есть желание стать книжным иллюстратором.

Отсутствие фантазии и изобилия идей – мой близкий друг и злейший враг. Я всегда считала и считаю, что у меня нет оригинальных идей, они не преследуют меня во снах, я не придумываю сюжеты во время мытья посуды, каждая иллюстрация рождается с треском, а вот так, чтобы сесть и что-то нарисовать я вовсе не умею. Долгое время мне казалось, что с такими нулевыми навыками придумывания у меня нет шансов попасть в иллюстрацию. Плюс к этому было достаточно размытое представление о себе, своих желаниях и чувствах. Но со временем я лучше узнала себя и выработала методику, которая позволяет нащупывать идеи даже тогда, когда в голове неторопливо проносится перекати-поле.

Целеполагание. В предыдущем посте я уже писала о том, как важно ставить цели. Бесцельное рисование может принести удовольствие и радость от процесса, но я уверена, что без цели не будет достойного результата. Я могу произвести что-то путное только тогда, когда знаю, то рисовать. Иллюстрация – искусство прикладное, иллюстрация решает задачи. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Барто и разместить ее на развороте – это задача.  А нарисовать что-нибудь красивое с персонажами – уже меньше похоже на хорошо поставленную задачу. Поэтому если у вас нет клиентов с подробным техническим заданием, придумывайте его сами или участвуйте в конкурсах. До конца июля фестиваль книжной иллюстрации «Морс» принимает заявки к участию в выставке. Нарисуйте серию из четырех – пяти иллюстраций, отправьте на почту организаторам и, возможно, станете участником выставки. Еще можно нарисовать трехстраничный комикс на тему того, как будет выглядеть библиотека будущего и отправить на «Бумфест». А еще есть конкурс Silent book. Попробуйте придумать книгу без слов.  Когда у вас есть внешние ограничения, идеям легче родиться на свет. Вы будете думать более сфокусировано.

Пишите тексты. Вот вы поставили себе задачу нарисовать иллюстрацию к стихотворению Барто «Барабан», начали делать скетчи, но получается откровенная муть. Попробуйте записать словами все, что вам кажется важным в стихотворении, запишите в столбик все ассоциации, которые приходят в голову: музыка, ритм, марш, повторение, единение, милитаризация, костюм, форма, труба, радость, эйфория и т.д. Чем длиннее список – тем лучше.  А дальше думайте над тем, как можно изобразить ритм, например. Посмотрите ноты, записи балета или включите ритмичную музыку. Изобразите в начале ритм точками, потом подрисуйте вместо точек персонажей или объекты. А как можно изобразить ритм в фигуре человека? Может один будет низкий, другой высокий, один толстый, второй худой, один в темном костюме, другой в светлом.

Очень классное видео на эту тему снимала Аня Смирнова (Anna mirok)/ Посмотрите, как она выписывает слова для коробки пончиков!

Ведите дневник. Дневник мыслей, дневник наблюдений, дневник зарисовок. Ну в общем пишите много, анализируйте. Записывайте все, что приглянулось за день и то, что вас расстроило, запишите все-все идеи, которые пришли в голову: пятно от потаившего мороженого напомнило бегемота, кажется, в этом платье я напоминаю Лолиту, за окном пролетела чайка, будто оказалась на море. Недавно я проходила мимо канализационного люка и сверху была прибита табличка «Колодец Слив». Не поверите, но несколько дней я только и думала, что о колодце со сливами! Колодце с фруктами! Я подумала, что это чья-то шутка, пока через несколько дней до меня не дошло, что речь идет о сливе, канализационном сливе. Это может стать нелепой историей, а может – завязкой детского или взрослого рассказа. Девочка находит колодец со сливами, сливами сочными, спелыми и сладкими. Возможно, сливы волшебные. Но с подковыркой. Куснешь одно – прилетит розовый единорог, куснешь другое – на голову обрушится ушатом холодной воды. В тот же день я гуляла по парку и увидела мостик. Мостик вел в никуда, в поле. Мостик, который ведет к колодцу слив, который стоит в поле. «Идеи вокруг нас». Я часто слышала эту фразу, но не понимала, как же увидеть эту идею? Наверно, воспитать привычку видеть необычное в обычном. В начале насильно, а потом и с удовольствием. Отсюда следующий пункт.

Регулярность. Вы замечали, как после даже небольшого отпуска тяжело втянуться в работу? Обычно неделя после отдыха протекает в пассивно-ленивом режиме, когда вы что-то производите, но ценности в этом немного. Придумывать – это привычка. Искать идеи там, где, казалось бы, их нет — это привычка. Несколько лет назад, я много скетчила. Я рисовала в кафе, на остановках, в очереди за продуктами, в парках, барах и гостях. Мне было легко выцепить сюжет, легко найти ракурс, композицию, у меня не было трудностей с тем, чтобы вписать человека в пространство, передать атмосферу и выбрать материалы в поездку. На сегодняшний день я разучилась рисовать скетчи. Я не могу найти сюжет в хаосе города, мне трудно понять, какие карандаши оставить в пенале и вообще стоит ли брать карандаши, я разучилась искать композиционные пятна, мне трудно закончить скетч, не убив его. Не кажется ли это парадоксальным с учетом того, что я рисую каждый день и зарабатываю этим на жизнь? Я просто перестала делать это регулярно.

Что важно, во время рисования одного рисунка, вы невольно думаете о следующем. На днях мне захотелось нарисовать мальчика, у которого на носу примостилась муха. Скромный неловкий сюжет подтолкнул меня на создание серии про детей, насекомых, моллюсков и червей. Смешная нелепая серия дарит мне много радости, а в будущем, возможно, подарит нечто большее. Личные проекты и идеи, которые приходят в процессе, всегда пригождаются.

Идеи хранятся в вашем детстве. Любовь к насекомым пришла ко мне из детства. В инстаграме я рассказывала про муху Матильду, которая поселилась в доме моей бабушки. Матильда была самая жирная муха из всех, и ее было трудно спутать с другими мухами (так я во всяком случае думала). Меня даже не смущал тот факт, что бабушка тайком убирала липкую ленту, на которой героически скончались десятки мух. Я знала, что Матильда самая умная и не попадется в эту ловушку. Вспомните свои истории из детства. Я очень люблю работы Beatrice Blue и уверена, что секрет ее популярности не только в сумасшедшем мастерстве, но и в тех ностальгических чувствах, которые она вкладывает в работу. Видео игры, смешные бейсболки, игры под одеялом, приключения в лесу – все это наше с вами детство, и своими рисунками Беатрис напоминает об этом. А что было в вашем детстве? Расскажите о нем в картинках!

Записывайте 10 идей в день. Этот совет я услышала в подкасте «Three point perspective» и обещаю, он сломает вам мозг и заставит болеть все ваше нутро, потому что придумывать сложно. Признаюсь, я сдалась очень быстро. Но это один из лучших советов, который я слышала по генерации идей. Осталось только пересилить себя и начать записывать идеи. 9 из 10 идей будут бездарными, а скорее всего 10 из 10, но когда-нибудь точно появится стоящая идея.

Записать на листочках много существительных. Я сделала такой список слов, чтобы угостить им творческий кризис, когда тот нагрянет без приглашения. В этом списке есть и кошки с собаками, деревья, олени, торты и кексы, гитары и саксофоны. Возможно, мне выпадет кот и саксофон. Ну что ж, тогда буду рисовать кота, играющего на саксофоне или кота, вылезающего из него, или кота в форме саксофона (о ужас), или кота, который случаешь как другой кот играет на саксофоне.

Наполняйте себя впечатлениями. В одном из старых постов я писала, что меня вдохновило интервью Ирины Руды для блога Элины Эллис. В интервью она сказала: «Не забывать наполнять себя новыми впечатлениями, видами, открытиями, чтобы потом было что вложить в работу». По себе могу сказать, что за пять дней сидения за рабочим столом, восприятие притупляется. Что вкладывать в работу, если за все дни видел монитор, да лист бумаги? Чем наполнить неживую плоскость, как оживить персонажа, что делает персонажа живым, как услышать шорох листьев, если сидишь в четырех стенах?

Еще список рекомендаций по поиску идей вы можете найти в моем старом посте. В нем советы чуть более прикладные и менее абстрактные.

Напоследок хочу привести цитату из книги «Привычка к творчеству», в которой хореограф Твайла Трап рассказывает о нелегком процессе придумывания. «Первые шаги в творческом проекте похожи на блуждание в темноте: они беспорядочны, суетливы и боязливы, в них много озабоченности качеством результата, но самим результатом и не пахнет. Еще и непонятно, что нужно исследовать. Я не люблю такие моменты. Я становлюсь похожа на отчаявшуюся женщину, у которой в голове крутится одна и та же мысль: «Мне нужна идея».»

Мне как-то стало легче после этих слов. А вам?

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.