14 советов начинающему иллюстратору. Часть 1 8


На днях я спросила читателей в Инстаграме, на какую тему они хотели почитать пост. Запросов было много, вопросы были разные, но многие из них попадали в категорию «советы для начинающих». Попробую в этом посте собрать все, что кажется важным и что я бы хотела услышать несколько лет назад, когда была зеленой и неопытной и, по правде говоря, до сих пор считаю себя таковой, отсюда первый пункт:

1. Чем больше знаешь, тем меньше понимаешь. Казалось, что, как только я пойму, как стилизовать, как работать с книжным разворотом, как придумывать персонажей и истории, как общаться с редакторами и где искать заказчиков, все станет вдруг ясно и понятно. Но этого не произошло. Чем больше знаешь, тем больше видишь вокруг того, чего еще не постиг. Поэтому не бойтесь своего незнания и продолжайте работать. Вы всегда будете в отстающих, а впереди будут кумиры и крутаны.

2. Много вопросов было о стиле. Что интересно, этот вопрос задают люди, которые только начинают. Поработав в иллюстрации несколько лет, начинаешь понимать, что стиль – штука эфемерная. Чтобы найти свой стиль, нужно понять, кем ты являешься, а кем нет. И как дополнила меня Маша Судовых: «и принять это». Я люблю мультики, детские комиксы, пиццу и музыкальные концерты, ненавижу драмы, мелодрамы и слезовижимательные фильмы, но люблю добрые истории без нравоучений и морали – из этого состоит моя иллюстрация. Ну еще из любви к полосатой одежде, белы стенам в квартире и любви к животным. А из чего состоит ваша иллюстрация? Только поняв, кто вы и что хотите нести в мир, появится ваш стиль. Но еще через месяца два вы узнаете о себе что-то новое, и стиль изменится. Как сказала Лида Ларина: «Если вы все время работаете в одном стиле, вы быстро устареете». Не гонитесь за стилем, изучайте себя, ведите дневник, рабочие тетради и много анализируйте свои вкусы и интересы. «Личность – это тоже мастерство», - как пишет Твайла Трап в книге «Привычка к творчеству» (я буду часто ее вспоминать).

3. Рисуйте много. Особенно когда начинаете, рисуйте много и без цензуры. Рисуйте так, будто завтра вы больше никогда не сможете этого сделать. Когда начнут приходить заказы, вам будет не до экспериментов и собственного творчества.

4. Много читайте. Читайте о том, откуда берутся идеи, как мыслят крутые и великие. Я обожаю читать биографии и автобиографии режиссеров, музыкантов, писателей. Биографии художников мне интересны в меньшей степени, но я с интересом слежу за современными иллюстраторами и с нетерпением жду от них лекций, интервью или постов. Зато узнать, откуда взялся Эркюль Пуаро, как возникла идея с красными шторами в «Твин Пикс» и почему ранние композиции Моби намного веселее поздних, чертовски интересно. Чтобы мыслить, как художник, тоже нужно учиться. В всяком случае я тот человек, которому приходится учиться мыслить творчески, выходить за рамки собственного воображения и представления. Если вы от природы фонтанируете идеями, это очень ценно.

5. Но помимо воображения, нужно мастерство для воплощения идеи. Как пишет Твайла: «Без него вы просто мешок нереализованных идей. Чем совершеннее ваше мастерство, тем более сложную идею мы можете реализовать». А мастерство нарабатывается годами.

6. Методично добирайте навыки, которых нет, но не комплексуйте из-за их отсутствия. Я все еще плохо верстаю, не разбираюсь в типографики и борюсь с леттерингом. Но зато я освоила академический рисунок и живопись, научилась стилизовать, начала рисовать в цифре, закрыв глаза на страхи перед компьютером (а вдруг не получится, а вдруг я не разберусь в Фотошопе?), научилась писать тексты, обрабатывать фотографии в Lightroom и даже время от времени пользуюсь InDesign. Для кого то, это детский лепет, для меня – многолетний труд и работа над собой.

7. Ставьте цели и не рисуйте без нее. Рисунок – это целеполагание. Когда в рисунке нет цели – это видно. Об этом доходчиво пишет Дима Горелышев в книге «Простое рисование». Многие с ужасом вспоминают академический рисунок, потому что преподаватели не объясняли, для чего и почему  рисуешь 8 часов натюрморт из шара, конуса и куба. А если преподаватель хороший, вы узнаете, что, нарисовав это, сможете нарисовать в объеме все, что угодно. В том числе человеческую голову. Ваши наброски станут объемными, в них появится пространство несмотря на то, что они выполнены линией. Целью в рисовании может быт все, что угодно. Возможно, это эксперимент с материалом, форматом или сюжетом. Вашей целью может быть рисование мусорного бака так, чтобы на это было интересно смотреть. Вчера я ходила на мастер-класс к Полине Новиковой, и моей задачей было получить удовольствие и хорошенько повеселиться. А то я как-то все реже стала веселиться в рисовании.

Пишите цели на листочке перед началом каждой работы. Возвращайтесь к этой бумажке, как только потеряете вектор, начнете сомневаться или потеряете энтузиазм.

8. Учитесь делать красивые фотографии своих работ, купите сканер, обрабатывайте иллюстрации в Фотошопе. Скажите нет замыленным фотографиям, невнятным композициям и «ночному» освещению желтой лампочкой. Уважайте свой труд и глаза смотрящего.

9 Рассказывайте о себе и том, что вы делаете. Чем раньше вы расскажете о своем стремлении брать заказы на иллюстрацию, тем быстрее ваше желание исполнится. Вы можете годами рисовать, но, если вы не трубите во все окна, что хотите брать заказы, они к вам и не придут.

10. Встречайтесь с коллегами офлайн. Понимаю, что это гораздо проще сделать в Москве, Питере или Екатеринбурге, чем в городах поменьше. Но если у вас есть возможность познакомиться с художниками, редакторами издательств, журналов или даже директором местной газеты, делайте это. Как только я начала расширять базу знакомств, появилась уйма возможностей. Все началось с фестиваля «Морс», на котором я развиртуализировалась с доброй половиной своих подписок, знакомства продолжились на выставке в Болонье. Иногда я встречалась с художниками по собственной инициативе за чашечкой кофе, недавно мы вместе с Машей Судовых и Машей Вышинской организовали иллюстраторские встречи, и любой желающий может к нам присоединиться. У коллег можно спросит совета, посплетничать немножко, узнать, с кем хорошо работать, с кем не очень, какую лучше купить гуашь и как отстоять свои права. В личном общении гораздо больше доверия и поддержки.

11. Ваш «стиль» определяют личные проекты. Иллюстрация – искусство прикладное. Между вами и работой, всегда есть заказчик, у которого свое представление о том, как надо. Оно может отличаться от вашего. Где-то вы пошли на уступки и поменяли материал, девочке сделали более милое личико, добавили с десяток деталей для неискушенной публики, а здесь выкрутили яркость на полную, тут вообще сцену убрали. И так, шаг за шагом, ваша картинка размывается и становится коллективным трудом. Это совершенно нормально, но, чтобы не потерять себя, рисуйте в свое удовольствие, создавайте персональные проекты. Признаюсь, этот пункт дается мне с большим трудом. Но я стараюсь. Рано или поздно, с ростом авторитета и опыта, можно будет делать только то, что хочется самому. Наверно… Возможно… Ну я надеюсь…Хм, ладно, дорастем, увидим.

Текст Дарьи Плаксуновой

12. Не бойтесь быть разными. Хм, кажется, это снова к вопросу о стиле. Один стиль не определяет ваше творчество, как одна эмоция не определяет вас как человека.

13. "Везение в творчестве - признак вашего мастерства", - еще одна истина от Твайлы Трап (я предупреждала, что ее будет много). Удача приходит к тем, кто к ней готов. Если вы регулярно просматриваете списки конкурсов и принимаете в них участие, выше вероятность, что вы победите. Если вы проводите за рабочим столом не меньше 4 часов в день, вероятность, что вы словите вдохновение, гораздо выше. Если вы будете расширять список контактов, вероятность, что кто-то предложит вам классный проект гораздо выше. Чем чаще вы делитесь своими работами, тем выше вероятность, что вам заметит классный заказчик. Ну вы поняли, удача приходит к тем, кто готов.

14. И последний пункт на сегодня. Чем дольше вы будете называть себя «начинающим», «новичком», тем дольше вас будут считать таковым. Знайте свои слабые стороны и просто продолжайте работать.

Я решила разделить этот пост на несколько частей, а то текст получается предательски длинным. Надеюсь, что-то из этого оказалось полезным для вас. Напомню, что вы можете поддержать мой блог, перечислив любую сумму на "Я соберу" Благодаря вашей поддержке я смогу писать посты чаще.

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю.


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

8 мыслей про “14 советов начинающему иллюстратору. Часть 1