Зин на заказ 1


Рекомендую взять чашечку горячего напитка, сесть в удобное кресло и приготовиться к чтению. Пост будет объемный. Речь пойдет о том, что такое зин, с чем его едят, как сделать зин самостоятельно, и, вообще, для чего он нужен.

Что такое зин?

С тех пор, как я начала рассказывать о последнем заказе — зине — меня стали спрашивать, что же это за зверь такой. Слово зин произошло от английского слова magaZINE. Зин — это любительское малотиражное независимое издание. Он бывает периодическим и непереодическим, может печататься в виде иллюстрированной книжечки, фотоальбома, альманаха и даже журнала. Проще говоря, зин может быть совершенно любого формата и жанра, и выпускаться не издательством или зарегистрированным сми, а обычными людьми. В нем могут быть иллюстрации, текст, комиксы, фотографии (фотозины нынче популярны среди фотографов). Кроме прочего это может быть фанзин, оммаж вашим любимым мультфильмам, комиксам или музыкальным группам, это может быть детская иллюстрированная книга, выпущенная тиражом десять штук. Зин может быть разных форматов — от А7 до А1. Ваша фантазия ограничивается исключительно возможностями типографии и бюджетом. Но зин можно сделать своими руками, напечатать на домашнем принтере или склеить из обрывков газет. Переплет может быть на скобе, пружине, сшитый нитками, склеенный клеем или слюной единорога. В нем могут быть приклеенные фотографии, клапаны или поделки из оригами. Думаю, я ясно дала понять, что зин — это способ реализовать любые ваши фантазии и идеи.

Для чего нужен зин?

В первую очередь для реализации вас как художника, писателя, фотографа, поэта, футуриста или атеиста. Кроме того, зин — это возможность выпускать периодическое издание о том, что вас волнует. Его можно распространять среди близких друзей и знакомых, а потом авось, зин заметит издатель, поэт или потенциальный заказчик. На зине вы можете проверить свои гипотезы: нравятся ли людям ваши работы настолько, чтобы его захотели купить, способны ли вы сделать такой объемный продукт от и до.

Зин может стать классным подарком. Свадьба друзей, день рождение, 8 марта, новая работа, именины — это повод сделать родным и близким классный подарок про них, их питомцев или детей. Если ваш друг поэт, вы можете напечатать зин с его стихами и заказать у художника иллюстрации. Или сделать их самим.

В России культура малотиражных изданий развита плохо, что нельзя сказать о Европе. Например, в книжных магазинах Амстердама я видела полки с зинами, а в Берлине (куда я планирую попасть этой весной) есть целые магазины. В Москве я встречала зины в книжном «Ходасевич». Ну а для любителей печатной графики раз в несколько месяцев проходит фестиваль «Вкус бумаги».

Мои зины

Теперь немного о том, что делала я. За свою недолгую карьеру иллюстратора я напечатала два зина. На создание первого зина меня вдохновила Патти Смит и ее книга «Поезд М». В этом зине нет сюжета. История складывается только тогда, когда вы читаете книгу или прочитали ее ранее. В какой-то степени такой подход передает суть книги Патти — разрозненные воспоминания о былом, фотокарточки об утерянном, забытом и прекрасном. Целиком зин можно посмотреть здесь.

К сожалению, я выбрала неподходящую типографию и заплатила за тираж втридорога. Цену за зин пришлось увеличить, из-за чего я потеряла огромное количество покупателей. А их было предостаточно; мой зин попал в десятки пабликов в ВК, мне писали поклонники Патти и коллекционеры зинов, говорили слова благодарности меломаны и художники. Но покупать зин отказывались — цена была завышена. Впредь я буду чуточку умнее. Не поленитесь обзвонить несколько типографий прежде, чем выбрать ту самую.

Зато благодаря зину я получила заказ на создание книжки про девочку и ее любимую игрушку. Когда одному из покупателей зина потребовались иллюстрации, он обратился ко мне.

Второй и последний зин — не моя инициатива, а заказ. Молодой человек заказал подруге зин о ее преданном четвероногом друге Чарли. Она любит своего пса и с радостью делится историями о нем. Эти истории я и получила, как базовый материал для зина.

К рассказам о приключениях и своенравном характере прилагались фотографии черного как смоль волчонка в разных ракурсах. Я же, как шпион, искала интересные детали и фрагменты обстановки в инстаграме. Мне хотелось положить в основу иллюстраций реальные предметы и элементы гардероба. Как, например, фото с электричкой. Отсюда забавный пес на вагоне и желтая куртка. Но, к сожалению, не всегда получалось сделать именно так. Кстати, обратите внимание, что пассажиры электрички - это вырезанные из бумаги лица. Я долго не могла решить, как изобразить этих персонажей. Как изобразить их так, чтобы они не перетягивали внимание и при этом были законными игроками изображения.

С заказчиком мы сразу сошлись на том, что это будет зин, что не потребует от нас строгой сюжетной линии — завязки, кульминации и развязки.

После того, как все материалы были на руках, я приступила к созданию поразворотного плана. Помню, я сидела в кафе, пила харио и думала, где и как разметить разрозненные истории о песике. На этом этапе важно продумать общую логику произведения, разработать сюжет и развороты, сочинить текст. Обычно я не занимаюсь текстом, но в этот раз пришлось. Хотя в итоге он рождался совместным трудом. Я предложила свой вариант, а заказчик добавил ему литературности. Литературность — не моя сильная сторона.

Картинки рождались долго, мучительно и временами не рождались вовсе. Так сложилось, что этот этап совпал с обучением на курсе по иллюстрации. В этот момент мозг перестраивался с одной системы ценности на другую. Балансируя между склонностью с акварели, прорисовыванию деталей, ярким цветам и новой тягой к коллажу, дерзости и экспериментам, я пыталась работать. То есть старый визуальный язык в чистом виде меня не устраивал, а новый я не выработала. Но в итоге, поразворотный план был сделан. При чем в виде небольшой книжечки-гармошки, которую можно сделать своими руками из листа бумаги и клея. В английском языке для этого есть термин dummy book. Такой формат помогает оценить цельность произведения на этапе проработки! Эти скетчи я отправила на утверждение заказчику.

После того, как скетчи были доработаны и утверждены, я приступила к прорисовыванию финальных иллюстраций или хайрезов. В качестве новой методики я выбрала следующий путь. Я рисовала в привычной для себя манере, наполняла предметы цветом, деталями, прорисовывала объемы, а после этого начиналось самое интересное: я сканировала еловые ветки, нитки, вырезала из бумаги предметы, рисовала примитивные рисунки карандашом и соединяла все в фотошопе. На заре своей иллюстраторской карьеры я страдала из-за своего нежелания и неумения рисовать диджитал иллюстрации. Все в один голос твердили, что это незаменимый инструмент в работе на заказ. Благодаря нему можно быстро исправить фрагмент работы, не перерисовывая всю иллюстрацию. Я же была неумолимым сторонником аналоговой иллюстрации и не знала, куда и как мне применить графические редакторы. Но, наконец, спустя полтора года, я нашла, что искала. Я рисую картинку по частям, а потом соединяю эти части в фотошопе. По сути это напоминает коллаж. Благодаря такому подходу я легко могу внести изменения, разделить предметы на слои, но минусом является отсутствие оригинала. Его просто нет. В наличии только фрагменты иллюстрации на разных листах бумаги, вырезанные фигуры и небольшая горка мусора. Но есть художники, которые проводят все манипуляции на листе бумагу и вносят изменения тоже там. Иногда для этого приходится переделать всю работу. К таким художникам относится Беатрис Алеман. Зато можно только догадываться, сколько стоят ее оригиналы.

Чтобы не быть голословной, покажу картинку до доработки в фотошопе и после. Часть предметов были взяты с отдельного листа, а часть поменяли свое место.

В следующей картинке благодаря фотошопу я полностью изменила орнамент обоев, который в первоначальном варианте был в полоску. Мне хотелось изменить весь фон, чтобы поиграть с воображением читателя. Но вместо этого я поменяла только рамки и изображения в них. Мне показалось, что это вносит легкую интригу и элемент игры.

Труднее всего далась сцена драки. Я никак не могла разобраться с ней на этапе скетча. Выходило нелепое месиво красок и ничего более. В коллаже невозможно предсказать, что получится в результате. Можно продумать композицию, общий замысел, но как только начнешь резать бумагу, лепить форму, в игру вступает случайность, и первоначальная идея рушится как карточный домик. Одно из решений — выработать методику управления случайностью.

Для этой сцены я вырезала десяток фигур собак прежде, чем загрузить все изображения в фотошоп. В конечном счете мне пригодилось только две. Я захотела воспользоваться разворотом для создания напряжения. Сгиб разделяет амстаффа от Чарли.

Последние две иллюстрации мне пришлось переделывать несколько раз. Я перевела огромное количество бумаги, создала десятки бесформенных обрезков, которые теперь ждут своего часа в специальной папке. Когда-нибудь и они пригодятся.

В этой иллюстрации мне снова захотелось воспользоваться возможностью книги — я поместила на сгиб дупло, а в дупло сову. Сова как бы постепенно появляется перед зрителем.

Следующую иллюстрацию мне хотелось сделать неожиданной, чтобы в ней было то, чего не было в остальных картинках. Может, добавить немного магии? Отсюда странный, немного жутковатый лес.

Надеюсь, это не последний заказ такого рода. В следующий раз мне бы хотелось написать текст от руки, поэкспериментировать с леттерингом.

Как заказать зин

Если вы надумали сделать такой необычный подарок, но не знаете, с чего начать, вот небольшая подсказка.

1. Придумайте сюжет. О чем будет ваш зин? О человеке, которому вы его дарите? О его питомце? О его детях? Или это будут иллюстрации к стихам, прозе или сказке? Может, это будет графический роман или комикс? Напишите примерный сценарий. Не переживайте о литературности слога и логичности сюжетной канвы. Для начала примерного сценария будет достаточно.

2. Подберите фотографии. Если это истории про детей, соберите их фотографии, фотографии их игрушек, комнаты, напишите любимые мультики и приложите фото питомца, если такой имеется.

3. Размер зина может быть разный, самое главное, чтобы количество полос было кратно 4. Один лист — это две полосы. Чем меньше полос — тем меньше цена. Но если это коллективный подарок, можно сделать зин и подлиннее.

4. Зин лучше заказывать минимум за месяц. Как правило художник работает над несколькими заказами, а зин — дело кропотливое. Нужно закладывать время на согласование и печать.

5. Вы можете напечатать зин самостоятельно, а можете поручить это дело художнику. Зин отправляется в удобном для печати формате. Напечатать небольшой тираж можно в любой типографии. Главное, сверить цены и качество.

Если у вас остались какие-то вопросы, вы можете написать их под постом или отправить их на мою почту iamprohotskaya@gmail.com

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю.


Добавить комментарий

Мысль на тему “Зин на заказ