Туве Янссон: работай и люби


Читаю книгу «Туве Янссон: работай и люби». Я гонялась за этой книгой по всей Москве. Но тираж давно распродан, поэтому пришлось довольствоваться электронной версией. Личность Туве меня интересовала давно. Как и в целом тема женщин в мировой истории, в том числе искусстве. Я понимаю, что стать тем, кем они стали было непросто. Не только потому, что стать великим писателем, художником или иллюстратором не просто, но и потому, что они были женщинами. Женщинам не давали должного образования, мешали пробиться на выставки, литературные чтения, презирали за их амбициозность и дерзость (они ведь посмели считать себя лучше мужчин!). Внебрачные связи были неприемлемы, и женщины были вынуждены выходить замуж и рожать детей, становится тенями своего мужа и все свое время тратить на хозяйство. Туве была из числа тех женщин, которая вступала в связи без брака, была этим довольна и почти все время посвящала работе. Она боялась участи своей матери, которая была талантливейшим иллюстратором и художником, но которая была вынуждена подавить в себе это ради самолюбия мужа – скульптора.

Так к чему это. Книгу я скачала и начал читать. Прочитала страниц двадцать и поняла, что меня поджидает ненавистная романтизация, свойственная многим биографиям. Знаете, эту манеру писателей, которые ведут рассказ с легким придыханием и нотками восхищения? Они жаждут домыслить ситуации из жизни, эмоции, картины. И эти домыслы навязывают бестолковому читателю. Самые нелюбимые фрагменты подобной литературы – это описание картин. Поверьте мне, искусствоведу, который больше пяти лет читал всевозможные искусствоведческие очерки, статьи и книги, что фразы «рука влюбленного водила кистью художника, «при всей своей красоте, она выглядела активной, осознающей свою роль в мире», «картина выглядит так, словно она написана тончайшими лучами света» - нужно сжигать, вычеркивать и больше никогда не использовать. «Она решительно устремилась вперед». Решительно? Уверены? А нельзя ли написать «наклонилась вперед»? «Изображение безрадостно, его основной цвет – коричневый, он давит на зрителя и оставляет ощущение безысходности». Бойтесь таких текстов! Автор не должен додумывать за вас, давит ли на вас картина или нет. Я вот рисую иллюстрации коричневыми красками, но не хочу, чтобы они «давили на зрителя». И вообще, картина – не бульдозер. Я не хочу и не люблю, когда авторы биографий или книг по искусствознанию говорят мне, что я должна чувствовать. И вас, дорогие читатели призываю к тому, чтобы формировать собственное мнение о том, давит на вас коричневый цвет работы или нет.

К сожалению, я не смогла найти эту картину. Ее нет в книге. И в интернете есть только один портрет Туве кисти Ванни, чьи картины автор и додумывал. И этот портрет как-то не «давит».

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.