Цвет в иллюстрации


На днях в сторис я спросила о том, что бы вы хотели почитать в моем блоге. И некоторые из вас, дорогие читатели, поделились отличными идеями для будущих постов. Сегодня я поговорю о цвете, а через неделю – о текстурах. Да-да, именно о них!

О цвете написано много замечательных книг, которых я не читала. На российском рынке появилось много новинок на эту тему, но их я тоже, увы, не читала. Мои знания о цвете были получены в художественной школе, за институтской скамьей, на занятиях по живописи и, конечно, во время практики. Несмотря на то, что я неплохо разбираюсь в теории цвета, все равно впадаю в ступор перед каждой новой иллюстрацией. Рву на себе волосы после того, как в течение часа не нахожу подходящий оттенок зеленого. Но потом перевожу дыхание и отдаюсь интуиции, которую, к слову, все равно нужно воспитывать.

Все занятия о цвете начинаются с цветового круга. Как правило, на этом моменте многие тяжко вздыхают и говорят что-то вроде: «Ну да. Знаем. Проходили. Но что-то он мало помогает в работе». Давайте разбираться. Цветовой круг – это цвета спектра. То есть цвета в цветовом круге – спектральные цвета. Цветовых кругов существует несколько видов и связано это с появлением различных теорий цвета начиная с 17-18 веков. Я пользуюсь несколькими. Один из кругов был сделан известным теоретиком цвета Йоханесом Иттеном. У него, кстати, есть книга о цвете! Но у круга Иттена есть сложность, о которой расскажу чуть позже.

Круг Иттена

Благодаря кругу мы узнаем о трех основных цветах – синем, красном, желтом. В смешении этих трех цветов мы получаем все остальные! Даже черный. Поэтому если вы не знаете, как собрать походный набор акварели, берите три этих цвета! Но есть одно «но».  Существуют более теплые, и более холодные версии одного цвета. Кадмий желтый – теплый желтый, а лимонная – желтый чуть холоднее. Алая краска – теплый красный, и есть чуть холоднее – карминовая. И, конечно, синий. Голубая – самая холодная, ультрамарин – теплее. Что это нам дает? А то, что если мы смешиваем теплые версии цветов, то получаем в сумме более коричневые оттенки, а если холодные – серые. В кругу Иттена должны быть более холодные оттенки, но в печати цвета немного изменились, поэтому смешивая ультрамарин и алую мы не получим насыщенный сочный фиолетовый. И об этом нужно помнить.

Для человека сочетание трех основных цветов является самым гармоничным. Посмотрите внимательно вашу подборку на пинтересте и убедитесь, что многие прибегают к тому, что создают рисунки, основанные на вариациях трех основных цветов.

Эта работа Изабель Арсено. Да, здесь нет открытых, кричащих цветов, но есть нежные оттенки желтого, красного и голубого. Триада. Давайте посмотрим дальше.

Работа Исидро Феррера. Желтый – доминирующий. Красный и синий – на подхвате. Еще пример:

Ммм, он чуть сложнее. Вновь желтый – основной. Много красного и совсем немного синего. Ну и последний пример, снова Исидро:

Думаю, тут комментарий не нужен. Когда наш глаз видит желтый и красный, ему очень хочется синего! Ну прям очень. Вместо открытого синего может появится зеленый или фиолетовый. Потому что в этих цветах содержится синий.

Иттен в книге «Искусство цвета» пишет: «Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективной закономерности»

И Мондриан с ним бы согласился.

Но что дальше. А дальше у этих трех цветов появляются дополнительные цвета – пара. Желтый – фиолетовый, красный – зеленый, синий – оранжевый. Сочетания этих цветов тоже смотрятся неплохо. А почему? Потому что здесь сохраняется триада. Красный – зеленый (синий + желтый). И вновь Иттен: «Если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах возникнет красный квадрат…Глаза требуют или порождают дополнительные цвета».

У цвета есть и другие характеристики. Все знают, что есть цвета холодные (синие) и теплые (красные, желтые и пр). И, пожалуй, на этом я останавливаться не буду, хотя и тут есть, о чем поговорить. Но мало, кто знает, что существуют цвета простые и сложные. Что это значит. Простые цвета – это цвета спектра! Те самые, которые в круге. И поэтому в этом случае своим ученикам я показываю не круг Иттена, а соседние. Потому что на этих примерах можно увидеть, что изумрудные, бирюзовые, лазурные – это тоже простые цвета. Очень красивые сочные простые цвета.  Но, что тогда сложные цвета? Сложные – это все оттенки охристых, коричневых и серых. Если ваш язык не поворачивается назвать какой-то цвет оранжевым, потому что он коричнево-оранжевый, это сложный цвет. Если жёлтый – вроде уже не совсем желтый, а охристо-желтый, то этот цвет сложный. Эти знания необходимы живописи, но как они могут помочь в иллюстрации?

Что мы видим в работе Брехта Эванса? Конечно, триаду. Только теперь в некоторых местах желтый превращается в охристый, красный - в красно-коричневый и т.д.

А вот Беатрис Алеман!Извините за разный размер картинок. Если бы я стала их ровнять, вы бы никогда не увидели этот пост.

В этой работе сочетаются сложные оттенки – коричневые, охристые, серые. И яркое пятно – главный герой в оранжевой куртке (простой цвет). Простые теплые цвета всегда привлекают чуть больше внимания, чем теплые. Они кажутся ближе, чем холодные. Общий колорит работы – теплый. С легким добавлением холодного серого. Для гармонии. Даже в сложных цветах можно пользоваться правилом триады.

Есть мнение, что использовать сложные цвета в детской иллюстрации нельзя. С этим я в корне не согласна. Конечно, можно! И западные художники тому подтверждение. И наш замечательный Игорь Олейников тоже.

Более того, мои глаза кровоточат, когда я вижу российские детские книги 90-х и нулевых. Яркие, кислотные цвета просто травмируют вкус ребенка. Я люблю яркие цвета, но подобранные с умом.  Однако моя последняя картинка для благотворительного фонда все-таки немного расстраивает откровенностью приема. Хотя цвет прекрасно соответствует задаче – привлечь внимание человека, который скролит ленту фэйсбука. Сюда бы немного сложных цветов!

Книга, над которой я сейчас работаю, вопреки моей любви к цвету будет сделана в коричневых оттенках. И это шаг к чему-то новому.

Возможности цветового круга на этом не исчерпываются. Еще одно гармоничное сочетание – это два близких цвета (например, оранжевый и красный) и один противоположный по цветовому кругу (например, синий или зеленый).

Если вы все еще не понимаете, как отличить сложный цвет от простого, как это пригодится в живописи и иллюстрации, у меня есть к вам предложение! За 800 рублей вы получите от меня задание на создание цветовой схемы (почти уверена, что вы не делали такую схему ранее) и фидбэк на проделанную работу. А за дополнительные 200 рублей я прокомментирую несколько ваших иллюстраций! Дам рекомендации по цвету, композиции и прочему. Если вы заинтересовались, пишите вопросы мне на почту iamprohotskaya@gmail.com

Работая над иллюстрацией, важно спрашивать себя, а не перебивает этот цвет главного персонажа? Когда я смотрю на картинку с расстояния, что я вижу первым? А яркий фиолетовый поддерживается каким-нибудь цветом? Есть ли в моей работе триада? А нужна ли она мне? И так далее.

Ну а пока дам еще несколько рекомендаций по подбору цвета.

В посте про лайфхаки для художников я писала о замечательном словосочетании «color palette», которое можно вбить в гугл или пинтерест. По этому запросу вы получите тысячи гармоничных цветовых сочетаний. И не надо ломать голову над подбором оттенков. Надо бы и мне почаще обращаться к этому совету.

В инстаграме есть классный аккаунт, который называется «colorpalette.cinema». Загляните.

А еще сочетание цветов можно подсмотреть в живой природе.

Смотрите, два близких цвета (синий и фиолетовый) и один дополнительный –желтый.

Дополнительный цвета.

И, конечно, триада!

Надеюсь, пост был для вас полезен. Это далеко не все, что можно рассказать о цвете, но достаточно для первого знакомства. Или достаточно для того, чтобы структурировать имеющиеся знания. Если у вас остались вопросы, пишите их в комментариях, а если вы надумали воспользоваться консультацией, пишите вопросы на почту!

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.