Только по любви. Как завязать с издательством тёплые отношения 4


Автором сегодняшнего поста стала Дарья Плаксунова, редактор и автор книг для детей. Прежде, чем мы перейдем к животрепещущей теме поста, пару слов Даши о себе: "

Служу в издательстве «Махаон» (ИГ «Азбука-Аттикус») в редакции развивающей детской литературы, здесь же стала автором активити-бук. Совместно с издательством «Питер» издала познавательные книги о России. Написала цикл сказок для взрослых и детей «Маленькие сказки большого леса». Вместе с художниками создала независимый издательский проект некнижек-раскрасок «Лучший мой подарочек». Сейчас запускаю книжное онлайн-кафе «По полочкам» и работаю над идеей детской активити-бук об истории вещей.

Больше всего я люблю процесс работы с художником, когда рождается задуманная мной книжка. Питаю страсть к игровым активити-бук, к нестандартным идеям и современным «вкусным» иллюстрациям. Мне интереснее создавать книжки с нуля, чем работать над переводными. Считаю, что книги — это мостики к открытию мира. И я рада вместе с коллегами дарить читателям эти мостики!"

2012 год. Я сижу перед монитором в московском издательстве и не могу напечатать и двух слов. И это не техническое задание, и не текст истории. Это письмо художнику. В предыдущем – петербургском – издательстве все художники были штатные, мы работали в одной команде и каждая книжка делалась «в живую», здесь и сейчас. Теперь же мне предстояло найти художника, познакомиться, передать и объяснить задание, стать посредником между всеми, кто принимал участие в одобрении рисунков, и иллюстратором, и «сглаживать» порой очень категоричные правки темпераментного худреда. Это было впервые и было страшно.
Прошло 6 лет, и я обожаю работать с художниками. Я вообще считаю, что именно с взаимодействия художника и редактора начинается волшебство – оживают придуманные герои и сюжеты, рождается книжка. Всё это время ни одной иллюстрации не было нарисовано «оффлайн», со всеми иллюстраторами я работала удалённо, и поняла одну вещь: самое главное – это эмоциональная составляющая взаимодействия двух профессионалов: редактора и художника-иллюстратора. Причём дружественный настрой важен и на этапе знакомства, и в процессе работы.

Знакомство

Если бы я два года назад рассказывала о том, как художнику попасть в издательство, то самое ожидаемое было бы: «Нууу, зайдите на страничку контактов на нашем сайте…» Или: «А ещё примерно раз в год некоторые издательства проводят конкурсы». Друзья, а вам самим-то такой способ знакомства нравится? Я как автор не раз штурмовала эти контактные странички и эти конкурсы. Ответа зачастую никакого, настроение – ноль.

Поэтому сейчас я с уверенностью могу сказать: вместо того, чтобы отправлять письма в издательства, вложите свою энергию в творчество, а активность разворачивайте в соцсетях.

Делитесь своими работами, делайте с художниками, авторами, независимыми редакторами свои проекты и знакомьтесь с издательскими персонами. Редакторы и издатели есть и в инстаграме, и в других соцсетях, и я очень рада, что многие стали выходить из тени и делиться своими профессиональными историями. Самое прямое попадание, на мой взгляд, это знакомство с ответственными редакторами («ответственные» - это не похвала, это, так скажем, «ранг») и художественными редакторами. Люди более высоких должностей занимаются больше организационными вопросами, чем творческими, а официальными страничками заведуют пиарщики, а не редакторы (по крайней мере в крупных и средних издательствах).

Когда вы поймёте, что вам нужно не издательство штурмовать с непонятными дядями и тётями, а для начала просто познакомиться вот с этим конкретным редактором в инстаграме, задача сразу уменьшится в своих масштабах.

Внутри издательства

Важно, чтобы иллюстрации попали не только в руки худреду, то есть в художественный отдел, но и в редакцию – место, где формируется план и придумываются книжки. Художественный редактор зачастую ищет художника с определённой стилистикой под уже придуманный проект. Ну например, затеяла редакция выпустить серию виммельбухов, написали редакторы шесть ТЗ, передали их в художественный отдел, и худред подбирает иллюстраторов с «виммельбуховской» манерой рисования. Он вспомнит о вас, когда у него будет задача.
Что же происходит, когда рисунки попадают в руки ответреду? Он либо возьмёт на заметку и, как и худред, будет ждать задачи или… так вдохновится, что придумает и предложит, например, новогодний проект под ваши иллюстрации. Так бывает. Вот пример.
Однажды к нам в редакцию попало портфолио художницы, которая делала потрясающие иллюстрации из пластилина. Ну, кстати, в этом случае портфолио принёс худред. И мы тут же поняли, что надо срочно предлагать руководителям делать серию сказок для малышей с пластилиновыми иллюстрациями. Через два дня мы написали шесть сказок. Правда жизни в том, что идею похвалили, но отложили до лучших времён. НО факт остаётся фактом: вашим проводником могут стать редакторы, вдохновлённые вашими работами.

Часто авторы и художники, присылающие свои работы в издательства, не замечают ещё одну дверь – с табличкой «редакция развивающей литературы». А зря. Не проходите мимо.

Иллюстрировать «развивайку» очень сложно, будут правки, и ещё, и ещё правки, поверьте – слишком большая ответственность у таких книг: научить чему-то ребёнка, дать новое знание. Но в то же время это очень динамичная область детских книг – здесь всегда много проектов, и всегда придумывается что-то новое, а новое требует новых художников. В редакции художественной литературы такой динамики часто нет, особенно если выпускается много классических и переведённых текстов.

Дружба

Для того, чтобы знакомство стало дружбой, достаточно (при условии уважительного отношения к вам) двух вещей: соблюдать сроки и адекватно воспринимать правки. Соблюдать сроки включает в себя и не теряться в неизвестном направлении, потом извиняясь, что у вас была уважительная причина.

Озвучьте свою причину сразу: мы все люди, все всё поймут и пойдут вам на встречу, грамотно перепланируя процесс работы. Бросать работу на полпути никто не станет.

У меня был такой случай. Книжка запаздывала по срокам, художница никак не подписывала договор, но работала, а когда отрисовала ВСЕ эскизы сложнейшего виммельбуха, сообщила, что уходит из проекта. Хорошо, что мне в этот же день удалось утвердить на эту книгу другую художницу, с которой я работала раньше, но о которой ещё не знало наше издательство. Пришлось начинать весь процесс сначала. Книжка была спасена только благодаря работоспособности нового художника. Стоит ли говорить, что репутация первого иллюстратора была испорчена.

Правки – дело тонкое. Здесь важно и редактору соблюдать меру, и художнику не противиться очередной переделке. Я придерживаюсь такой позиции: дал правку – объясни, почему. Тогда можно избежать недопониманий.

Вот смотрите. Художник получает правку: «Перекрасьте шапку героя из коричневого в чёрный». Художник думает: «Какая разница? Придираются». А на самом деле может оказаться, что в ту эпоху, о которой идёт речь в книжке, (условно) был дефицит с коричневым мехом, и все носили чёрные шапки. Это справедливая правка, редактору следовало просто объяснить вам её причину. Но вот если через день вас попросят перекрасить эту же шапку в белый, а потом в зелёный, это уже, конечно, неуважение.
Я попыталась рассказать о том, что важно для работы художника с издательством. Мне хотелось, чтобы читатели этого поста перестали гнаться за этими самыми издательствами и перенастроили себя эмоционально. Знаете, мне не раз переводили звонки авторов с просьбами посмотреть портфолио. Кроме меня и моего руководителя, эти портфолио мало кому были интересны. Это правда (уточню, это только мой опыт работы, но он был, на секундочку, в третьем по величине издательском холдинге). И я поняла: не надо ждать никаких ответов, надо идти в творческую среду и самому реализовывать то, что хочется, никому не доказывая, что это интересно-важно-креативно-принесёт прибыль и всё такое прочее. Находясь в творческой среде, среди таких же сильных творческих личностей, вы обязательно найдёте контакты именно заинтересованных в своём деле редакторов и издателей. Не тех, кто просто работает в офисе издательства, а тех, кто ищет, интересуется, делится своим делом, соз-да-ёт. Всем удачи и… найти своего издателя!

Дарья Плаксунова, редактор и автор книг для детей, создатель независимого издательского проекта некнижек-раскрасок «Лучший мой подарочек» и книжной онлайн-кофейни «По полочкам». Инстаграм Даши тут.

Надеюсь, пост оказался для вас полезным и интересным! Спасибо Даше за рекомендации и чудесную статью! Заглядывайте к ней на сайт и пишите в комментариях свои впечатления. Напомню, что я проиллюстрировала несколько разворотов Дашиной книги, которая, возможно, уже лежит в почтовом ящике издательства. Посмотреть на то, что у нас получилось, можно здесь.

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю.


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

4 мыслей про “Только по любви. Как завязать с издательством тёплые отношения