Спонтанность в искусстве и как оценить труд иллюстратора 5


Сегодня продолжу рассказывать о содержании лекций на фестивале книжной иллюстрации «Морс». Первую часть этого поста можно почитать здесь. Думаю, одна из сегодняшних тем будет особенно востребована – ценообразование на книжную иллюстрацию. Поэтому не переключайтесь! 

Для начала скажу пару слов о немецкой художнице Штефани Харьес, которая читала лекцию о спонтанности в искусстве. Штефани рисует иллюстрации для детских книг, но ее иллюстрацию не всегда можно определить, как детскую. Более того, в Германии есть те, кто категорически против таких книг; в них можно встретить обнаженную женскую грудь, волосатые ноги (тоже женские) и разные психоделические формы и цвета. Но несмотря на это, находятся издательства, которые готовы печатать ее книги. Что было бы невозможно в Америке. Уже не первый раз слышу о том, что Американский рынок книги очень разнообразен, но и консервативен. Он не любит смелых решений и откровенных высказываний.

При этом иллюстрация Штефани живет на грани идеального, вульгарного и наивного. Наивности она учится у детей, которым преподаёт рисунок. Отсюда первый совет – если хотите научиться спонтанности, проведите время с детьми и постарайтесь взглянуть на привычное окружение незамутненным взглядом ребенка. До определенного возраста дети не боятся пробовать и рисковать. Но уже к 6-8 годам хотят научиться рисовать, «чтобы было похоже». Поэтому представьте, что вам четыре года.

Помимо детей, ее идейные вдохновители – дадаисты. Она не говорила об этом на лекции подробно, но лишь упомянула, что часто прибегает к практике автоматического письма. Техника автоматического письма возникла в литературе в первой половине двадцатого века как раз среди дадаистов. Они погружали себя в состояние отрешенности, транса, и предавались бессознательному сочинительству. Вскоре этот подход переняли художники. Иногда они использовали для этого наркотики или гипноз. Уверена, что Штефани к подобным приемам не прибегает, но умеет отключать внутреннего цензора и работать в потоке.

Помимо автоматического письма, Штефани и дадаистов роднит любовь к коллажам. Она признается, что не выкинула из своего дома ни одной бумажки. Все идет в дело. Обрезки упаковочной бумаги и почтовых конвертов, вырезки из журналов и детские рисунки лежат в ее мастерской годами и ждут своего часа. В ее иллюстрациях можно встретить ее же рисунки, которые она делала в девять лет.

Если вы плохо рисуетесь или боитесь белого листа, уже вторую неделю не можете придумать ни одного стоящего сюжета, соберите бумажки в доме и создайте коллаж. Для коллажа подойдет не только бумага, но и листья.

Штефани признается, что часто подбирает вещи, а потом думает, куда она может их применить. Иногда она подбирает листья, сканирует их, а текстуры использует в своих иллюстрациях в фотошопе. Или распечатывает на своем принтере.

Но к Штефани идеи приходят не только в коллажах, но и в орнаменте плесени, который появился на позабытом в холодильнике лимоне.

Меня такие лекции вдохновляют. Они показывают, как узко мы иногда мыслим и как далеко можно зайти в поисках новых решений.

Следующая лекция была посвящена тому, как работать с издателями и как оценить свой труд. Ее прочитали Зина и Филипп Суровы, иллюстраторы, авторы книг и преподаватели. Лекция произвела на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны – безумно полезная и нужная информация, с другой – специфическая подача. Они регулярно друг друга перебивали, пытались пояснить слова друг друга, из-за чего возникала путаница. Но к середине привыкаешь к такому повествованию и вникаешь в тему. А тема о наболевшем. Кстати, назвали они ее «Я не лопух: лекция в виде комиксов для иллюстраторов и авторов». Потому что давайте признаемся, мы часто ведем себя как лопухи: стесняемся просить деньги за свою работу, оцениваем ее ниже рынка, не знаем ничего о рынке, тратим на материалы больше, чем зарабатываем с иллюстрации, не заключаем договоры и пр. Могу сказать честно: «Я – лопух!» И вот для таких как я была эта лекция.

Ребята попросили не снимать слайды, потому что планируют выпустить книгу, в которой будет вся информация из лекции и дополнительные материалы. Как я поняла, они ищут издателей под книгу, и, если вам эта тема кажется нужно и полезной, можете зайти на страничку Зины Суровой и оставить заявку. Так вы будете в числе первых покупателей, и получите книгу со скидкой.

Они начали с того, что «поругали» иллюстраторов, которые не могут отстоять свою позицию. Часто молодые иллюстраторы готовы рисовать для книги бесплатно, ведь нашелся издатель, который хочет издать книгу с их картинками! Недобросовестные издатели этим пользуются и манипулируют самооценкой художника. Ставят его в позицию ниже.

Нужно помнить, что иллюстратор и издатель – партнеры! Издатель готов вас публиковать, а вы готовы создавать иллюстрации для книги. Вы не целуете ноги, не трясетесь, когда речь заходит об оплате и даете понять, что вы профессионал.

К сожалению, в нашей стране труд иллюстратора ценится намного ниже, чем в той же Америке или центральной Европе. Но это не значит, что мы должны работать бесплатно. Таким образом мы демпингуем рынок и не даем ему расти и развиваться.

Не с каждым издательском стоит связываться. При выборе подходящего издательства обращайте внимание на количество новинок, которые они выпускают в год. Если вам говорят, что денег нет, но при этом на их сайте больше сотни новинок, они врут.

Обратите внимание на их ассортимент. Есть ли что-то похожее на то, что делаете вы. Если нет, то велика вероятность, что они не смогут продать вашу книгу.

Обязательно заключайте договор. Читайте его внимательно, лучше с юристом, мужем, женой, другом и пр. Там много подводных камней.

Договор стоит заключать на 3-4 года. Не больше. Бывает, что издательство не занимается продвижением книги, она пылится на складах, а договор на десять лет не даст обратиться к другому издательству.

В договоре должно быть прописано количество копий, на каком языке будут публиковаться книги, будут ли переиздаваться и платят ли за переиздание.

Стоимость работы оценивается в процентах! Вот это, пожалуй, очень важно. Вы просите не n рублей, а процент от тиража. В среднем иллюстратор получает 5-7 % от тиража. Автор – 5-10%. Если вы и иллюстратор, и автор, суммируйте эти цифры. А если вы еще и дизайнер, то вам крупно повезло! Обязательно нужно узнать отпускную цену тиража. В магазинах будет приличная наценка, которая не предполагает, что вы с этого что-то получите.

Как сказала Зина, заработать с книги можно только в том случае, если она переиздается. Поэтому в договоре обязательно это должно быть прописано.

Если вы хотите узнать больше о тонкостях работы с издательством, ждите выхода книги!

Я всегда стараюсь узнать, как можно больше о тех сферах, в которые планирую попасть. Пока до выхода собственной книги мне еще очень далеко, но уже сейчас важно узнавать, запоминать, наматывать на ус и тихо записывать в свой блокнот самые важные рекомендации. Хотя вместо блокнота я использую блог. Я верю, что информацией нужно делиться и не люблю тех, кто жадно бережет свои «тайные знания».

А вы за то, чтобы информацией делились?

 

 

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю


Добавить комментарий

5 мыслей про “Спонтанность в искусстве и как оценить труд иллюстратора

  • kateMar

    Спасибо за блог. Да я тоже совсем недавно пришла к выводу что пора делиться информацией, а то ее много в голове, а так и по полочкам разложится и полезна будет другим:)Так что тоже завела блог.
    А оценивать свою работу нужно,это отдача энергии, только порой художникам это сложно адекватно, мы ведь улетевшие люди, нам бы творить, а про хлеб забываем:)

  • kateMar

    Спасибо за блог. Да я тоже совсем недавно пришла к выводу что пора делиться информацией, а то ее много в голове, а так и по полочкам разложится и полезна будет другим:)Так что тоже завела блог https://katemarblog.wordpress.com/
    А оценивать свою работу нужно,это отдача энергии, только порой художникам это сложно адекватно, мы ведь улетевшие люди, нам бы творить, а про хлеб забываем:)

    • Юля Прохоцкая От автора

      Улетевшие люди спасибо за комментарий! Обязательно сегодня зайду почитаю блог. Очень интересно! Поздравляю с таким замечательным начинанием!

    • Юля Прохоцкая От автора

      После улетевшие люди я поставила смеющиеся смайлы, но wordpress этого не понял))