Продвижение, позиционирование, составление контрактов, работа бесплатно и многое другое


Во вторник я попала на лекцию Лу Боунс – менеджера Ассоциации иллюстраторов.

Лу затронула много важных тем, которые касаются продвижения, позиционирования, лицензирования, ценообразования, международной работы, составления контрактов и защиты прав иллюстратора.

Вот, что пишет о лекторе Британская школа дизайна на своем сайте: «Лу Боунс работает менеджером по предоставлению членства в Ассоциации иллюстраторов. Вместе со своей командой Лу каждый день общается с иллюстраторами по всему миру, дает советы по ценообразованию, лицензированию, контрактам, авторскому праву, переговорам с клиентами, портфолио, общему ведению бизнеса — темам, которые тяжело даются большинству фрилансеров. Команда Лу Боунс всегда готова помочь по любому вопросу».

«Штаб-квартира Ассоциации иллюстраторов (The Association of Illustrators, AOI) расположена в Сомерсет-хаус в Лондоне. Это некоммерческая профессиональная ассоциация, среди членов которой — более 2300 иллюстраторов-фрилансеров, агенты, университеты, студии анимации и дизайна, заказчики и других профессиональные организации по всему миру. Ассоциация была основана в 1973 году и является единственной институцией, представляющей интересы сообщества иллюстраторов по всему миру. Ассоциация предлагает консультационные услуги, защищает права иллюстраторов и постоянно повышает престиж профессии иллюстратора — как с художественной, так и коммерческой точки зрения».

Начну с конца и поделюсь выводами, которые я сделала, а потом перейду к содержанию самой лекции.

Я еще раз убедилась в том, как важно говорить о своих правах. Не замыкаться, не унижаться, предлагая сделать работу бесплатно, не отдавать исключительные права даром, не подписывать сомнительные договоры и не связываться с high-risk clients. Мы должны повышать уровень образованности и осведомленности и среди иллюстраторов, и среди клиентов. Только так отношение к иллюстраторам в стране может измениться. Только так гонорары могут увеличиться. Только так русский иллюстратор, работающий в России, сможет обеспечивать себя на достойном уровне.  Сделать карьеру иллюстратора очень трудно. Нужно выходить на западный рынок, где за небольшую иллюстрацию в журнале заплатят 200 фунтов, а не словами «за идею».

Многие проблемы начинаются с того, что иллюстраторы готовы бесплатно рисовать книги и делать иллюстрации в журналы, бесплатно готовы рисовать плакаты и рекламные брошюры. Делая это, иллюстратор пагубно влияет на рынок иллюстрации. Это приводит к тому, что цены на иллюстрацию низкие, отношение неуважительное, контракты несправедливые. Это значит, что заказчик не захочет платить вам, потому что есть тот (и их много), кто сделает работу бесплатно, стерпит все правки и проглотит свою обиду, потому что работал «на идею», «для портфолио», «ради опыта».

Западные профессиональные иллюстраторы тоже стараются говорить об этой проблеме публично. Британский иллюстратор Холли Экслей не раз поднимала вопрос бесплатной работы на своем канале. В одном из последних видео она взяла интервью у сооснователя «The Freelancer Club», в котором они обсуждают «реальную цену работы бесплатно». Мэтт даже организовал кампанию «No free work». Обязательно посмотрите это видео!

Но все по порядку.

Продвижение или self-promotion

Конечно, я не открою Америку, если скажу, что продвижение – это 50% работы иллюстратора. Иллюстратор – это бизнес. И успех иллюстратора зависит не столько от его умения рисовать, сколько умения себя продавать. Примерно с этого Лу начала свое выступление. Вот, что входит в базовый пакет иллюстратора:

Сайт. Наличие сайта говорит о вашем профессионализме. У вас есть 50 секунд, чтобы заинтересовать клиента. Портфолио должно быть составлено так, чтобы человек за эти 50 секунд понял, чем вы занимаетесь: детской иллюстрацией, фуд иллюстрацией, концептуальной иллюстрацией и т.д.

Почтовый адрес. К удивлению, Лу много говорила о своем почтовом адресе. Оказывается gmail.com – старый век. Профессионалу необходима почта со своим именем.

Социальные сети. Чем больше, тем лучше. Твиттер, Инстаграм, Linkedin, профессиональная страница в Фэйсбук, Бехансе, Дриббл и пр. Не нужно пояснять, что все страницы должны вестись на английском, либо на двух я зыках – родном и английском.

Ниша

Для того, чтобы правильно себя преподнести, нужно понимать свою нишу. Когда я только начинала, это была моя головная боль. Определить свою нишу очень трудно, но необходимо, чтобы зарекомендовать себя. В итоге, путем проб и ошибок я пришла к детской иллюстрации. Это было трудно, долго и болезненно. Если вы сейчас находитесь на этой стадии, не отчаивайтесь, продолжайте работать. А самое главное – консультируйтесь со специалистами. В диалогах ответы находятся в разы быстрее.

Выбрали нишу, создайте 6-10 работ, которые соответствуют выбранной нише. Всего 6-10 работ, и вы можете открывать свой сайт и звать клиентов. Лу привела в пример иллюстратора, который любил концептуальную иллюстрацию. Такая иллюстрация отлично вписывается в журналы, и рекламу. Он проконсультировался у специалистов Ассоциации, создал 6 работ и первым его заказчиком стал Airbnb.

Выбирайте клиентов сами и создавайте работы, ориентируясь на то, что те публикуют.

Авторское и исключительное право

Лу много говорила об авторском праве. К счастью, в России оно не отчуждаемо, в отличии от США и Великобритании. Лу привела чудовищные примеры из практики. Известный иллюстратор (имен не называли) подписал договор с издательством на иллюстрацию книги за 25000 фунтов. Сумасшедшая цифра! Он не мог поверить своему счастью. Был окрылен и забыл вчитаться в договор. В это же самое время к нему обращается компания, которая специализируется на создании игр. И они предлагают баснословные гонорары! Не вопрос! Где ручка? Где поставить подпись? Но ужас заключался в том, что он передал авторские права на все свои работы двумя разным организациям. НА ВСЕ СВОИ РАБОТЫ, КАРЛ! Он лишился всех своих книг, иллюстраций, продуктов, лишился своего стиля, персонажей, всего, что он наработал за годы работы. Это означает, что он не имеет право показывать иллюстрации даже в портфолио. Они ему попросту больше не принадлежат. Но еще страшнее то, что он пообещал это двум разным компаниям. Грядет судебное разбирательство. История напугала меня не на шутку.

Поэтому договоры нужно читать внимательно. Несмотря на то, что лишится авторского права в России вы не можете, вы можете его лишится, подписав договор с западным клиентом. В России вы передаете исключительные права. И тут тоже есть свои оговорки. Исключительное право оставляет за вами авторство, но использовать работу где-либо кроме портфолио и страниц в социальных сетях вы не можете. Проще говоря, на ней не получится заработать дважды. Исключительное право дает клиенту возможность использовать вашу работу как угодно и где угодно, если в договоре не указано обратное.

Моя коллега жаловалась на то, что российские издательства забирают исключительные права на обложки книг пожизненно. «Как быть?» - задала она вопрос Лу. Мировая практика показывает, что исключительные права на обложки книг передаются издательству на 5 лет. По истечению этого срока, вы имеете право пойти в другое издательство и предложить свою обложку, получив приятный гонорар сверху.

Что делать в ситуации с Россией? Вопрос очень сложный. Либо вы не получаете работу, либо соглашаетесь на эти условия. Но, может, начать с публичного разговора? Если каждый иллюстратор будет отстаивать свои права, индустрия сменит курс?

Иллюстратор – это бизнес. Пока мы будем тихо благодарить заказчика, что он ВЫБРАЛ нас из тысячи, заплатил 500 рублей за книжный разворот, ничего не поменяется. Мне, как и многим, не хватает понимания в бизнес стратегиях. Но я твердо намерена стать профессионалом. Лекция Лу стала отличным триггером.

Но вернусь к авторскому праву. Открытием для меня стало то, что авторское право не распространяется на расхожие образы. Если ваше изображение очень простое (general), как, например, изображение леденца на палочке, авторское право на эту работу не действует. В пример Лу привела историю со значками.

 

Zara скопировали все значки художницы, зная, что никаких судебных последствий быть не может. Леденец, ботинки Dr. Martens, знак мира – все эти символы были воссозданы и пересозданы сотни раз. Будьте уникальны, ищите свой стиль, и вероятность, что ваши права нарушат, будет в разы меньше.

В договоре обязательно должно быть прописано, где и как будут использоваться работы. Если вы просто передаете исключительные права на картинку без уточнения, где клиент ее может использовать, это означает, что вы теряете массу денег. Пример: вы сделали иллюстрацию для брошюры. Цена иллюстрации для брошюры в разы меньше, чем иллюстрация для баннера, который висит на автобусе. Вы заключаете контракт, передаёте исключительные права и забываете указать место использования. В итоге клиент в праве использовать ту же иллюстрацию на баннере. Итог? Клиент сэкономил тысячи рублей (сотни фунтов/долларов/евро).

Я сама совершала подобные ошибки и не исключено, что буду совершать их впредь. Ведь условия таковы – либо бери, либо уходи. Но об этом нужно знать и напоминать клиентам.

Важно уточнить, где именно будет использоваться ваша работа. Только ли на территории России, но и за ее пределами? Чем больше людей увидит вашу работу, тем выше должен быть гонорар. Если мы берем рекламу в Сан-Марино, то ее увидят (условно) 33 029 человека. Такого население этого государства. А если мы делаем рекламу на американский рынок… Ну вы поняли, ее увидят миллионы.

Иногда мне приходят письма или (еще лучше) комментарии в социальных сетях: «Сколько стоит ваша иллюстрация?».  В этот момент я тихо начинаю выть. Как можно написать цену, если ты не знаешь ничего.

Лу была очень любезна и предоставила образец контракта, в котором прописаны основные пункты, на которые нужно обращать внимание и исходя из которых складывается цена на иллюстрацию.

И, конечно, всегда нужно заключать договор перед началом работы. Возможно ли это в России? Едва ли. Мои коллеги признаются, что видят договор спустя 70% проделанной работы. Сейчас я работаю без договора. Профессионально ли это? Конечно, нет. Но в моей практике были и такие случаи, когда договор заключался за два месяца до начала работы. И это, я вам скажу, настоящий кайф!

Лу так же предупреждает, чтобы иллюстраторы не оценивали свою работы по времени. 1 час – N рублей. В этом случае клиент будет использовать вас нещадно. Иллюстрация оценивается исходя из рыночной стоимости.

На одном из слайдов Лу написала: «Fees for illustration are not based on who you are or how long it takes you». Не имеет значение, студент вы или тот, кто работает в индустрии давно. Работа должна оплачиваться. Клиент берет на себя риск, обращаясь к новичку. Но это его риски. Один из руководителей Ассоциации иллюстраторов пытается вбить в головы сотни иллюстраторов, которые пришли на лекцию, что работа бесплатно пагубно влияет на индустрию в целом. Если мы любим свое дело, это не значит, что работать бесплатно – норма.  Приведу пример из IT.

Кто-то считает, что работа бесплатно оправдывается неопытностью. Представьте, что вы начинающий разработчик. Вас взяли в компанию без опыта работы. Скорее всего вы пилили дома какие-то программки, делали с друзьям сайты, а теперь стали сотрудником крупной IT-компании в качестве junior-разработчика. У вас нет навыка общения с клиентами, у вас нет навыка работы в команде, но вас есть знания. Как вы думаете, сколько получает это человек? Самая минимальная ставка будет составлять 30-35000 рублей. После испытательного срока, это сумма увеличиться. Через полгода этот же человек вероятно будет зарабатывать 50000 руб. Рынок IT не позволяет людям работать бесплатно. Уважающий себя айтишник не пойдет пилить программу крутанам за «рекламу» и «продвижение». И только немногие IT-компании могут позволить себе взять стажера. На это нужно больше ресурсов, нежели просто нанять его за деньги.

Конечно, всегда будут «но». Возможно, ваши навыки еще недостаточно хороши, чтобы брать за это деньги. Тогда нужно поучиться еще, зарабатывайте пока чем-то другим. И, когда почувствуете в себе уверенность, переходите в иллюстрацию и берите за это деньги.

В моем Инстаграме некоторые читатели приводили в пример истории со счастливым концом. Они делали что-то бесплатно, а потом получили от этого сотрудничества приятные бонусы, даже публикацию книги (за деньги). Я искренне рада за этих людей, и интуиция порой играет не последнюю роль в принятии решений. Но пусть это будет редким исключением, чем правилом. Уважение к своему труду – путь к счастливому будущему всех иллюстраторов.

После лекции я составила план действий на ближайшее время

Цель: стать профессионалом в своей сфере и выйти на международный рынок

Шаги:

Размещу их не по степени важности и срочности, а в произвольном порядке.

Изменить главную страницу сайта на портфолио. Сейчас на заглавную страницу вынесен блог. Невольно встает вопрос, а что я продаю?

Привязать к тому же хостингу еще один домен исключительно со своими картинками на .com Всю информацию написать на английском

Поработать над личными проектами, которые приведут меня к нужному заказчику (очень сложный и затратный по времени пункт). Я отправляю на конкурсы одни и те же работы. Потому что нет времени создать что-то новое. Это большое упущение

Оформить свою профессиональную страницу на Фэйсбук. Все инфу писать на двух языках, регулярно пополнять страничку

Вести иг на двух языках

Поднять свой уровень английского языка! Брать уроки

Участвовать в международных конкурсах, следить за западным рынком. Собрать максимальное количество информации на Болонской ярмарке.

Это минимум, который нужно сделать в ближайшие месяцы. И это все нужно как-то втиснуть в текущую работу.

P.S. Ассоциация иллюстраторов проводит конкурс World illustration awards до 31 января. Участие платное, но выигрыш достойный. Всю информацию можно найти по ссылке 

Надеюсь, этот пост оказался для вас полезным. Если так, буду рада финансовой поддержке. Вы можете перевести любую сумму на мой онлайн-кошелек.

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.