Портфолио иллюстратора, или что с ним делать дальше


Я уже начала писать пост о шведском художнике и дизайнере Олле Экселль, как в инстаграм пришел любопытный вопрос. Точнее список тем, которые волнуют начинающих иллюстраторов. Они волнуют меня, вас, вашего коллегу. Что делать со своим портфолио? Как найти работу? Как получить первый заказ? Особенно остро эти вопросы стояли передо мной года полтора назад. Тогда я решила стать иллюстратором и слабо себе представляла, с чего стоит начинать. В голове была только одна цель – сделать сильное портфолио. В этот момент не думаешь о том, что с этим делать потом. И этот пост про это.

Все, что я напишу ниже основано на личном опыте, опыте знакомых и коллег, книгах и пр. Я не считаю себя успешным коммерческим иллюстратором и все еще иду к тому, чтобы получать регулярные заказы. Но зато меня больше не преследует вопрос «как получить первый заказ».

Куда отправлять.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что вы хотите рисовать. И это имеет принципиальное значение. Когда я начинала, меня бросало из стороны в сторону. Мне нравилось рисовать скетчи, временами я делала милые иллюстрации и продавала открытки со сказочными сюжетами, при этом зин про Патти Смит имел достаточно брутальный характер. Я открывала журналы и не понимала, где мои иллюстрации могут быть полезны. У меня не был обозначен круг любимых тем, о стиле не было и речи, а я думала, что главное – найти «свой» материал.

Это был необходимый этап на пути к тому, что я имею сейчас. Спустя десять лет бездумного рисования я поняла, что люблю создавать сказочные сюжеты, рисовать милых зверей и персонажей, говорить о волнующих темах (экология, феминизм, творчество, любовь) на языке наивных и добрых картинок. Только после этого я поняла, что делать со своими картинками и куда их отправлять.

Как бы я не хотела рисовать для ведущих российских журналов, мои картинки не будут интересны Снобу, Коммерсанту, GQ и любым другим изданиям, которые пишут про новости, политику и моду. Да, это отсекает огромное количество потенциальных работодателей. И для верности, можно все равно отправить им портфолио. Я так и поступила. Ответа не последовало.

Зато я поняла, что мои работы могут быть интересны журналам о воспитании детей, life-style журналам, детским журналам и пр. Я составила список подходящих изданий, нашла адреса главных редакторов и начала отправлять письма. Я отправила около двух десятков писем и получила несколько откликов. Один из откликов был о возможном сотрудничестве в будущем, а второй – подписка арт-директора журнала на мою страничку на Behance. Я считаю, это неплохой результат. Но на этом я остановилась.

Чтобы публиковаться в журналах, нужно отправлять по несколько десятков писем еженедельно. Это отнимает половину рабочего времени. Вы составляете список журналов (а это нетривиальная задача), ищите контакты, пишите сопроводительные письма о том, почему ваши работы подойдут журналу. На этом этапе я поняла, что милые зверюшки не впишутся в журнал про современное искусство.

В моем ежедневнике длинный список иностранных журналов, которым потенциально могут быть интересны мои работы. Придет время, я займусь этим. Пока я работаю над другими не менее важными задачами. Но об этом чуть позже.

Найдите иллюстраторов, которые работают в схожем стиле. Мониторьте их социальные сети, портфолио. Узнайте, на кого они работали, в каких журналах публиковались, возможно, они работали с маленькими брендами, магазинами или оформляли витрины. Это поможет сориентироваться в применении ваших навыков.

Портфолио

Некоторые ищут клиентов через социальные сети и специализированные сайты. Свое портфолио я разместила на Behance и на персональном сайте. Портфолио на Behance я использую для отправки в журналы и другим потенциальным заказчикам. Там удобная навигация, отличный дизайн, и сайт многим хорошо знаком. Но не ждите заказов, просто разместив там свои проекты. Это не работает. Чтобы к вам пошли клиенты с сайта, страничку нужно продвигать. Подробнее об этом можно почитать в гугле. Какое-то время я пыталась этим заниматься, но это отнимало очень много времени. Не повторяйте моих ошибок, и не ждите у моря погоды. Нарисовать, опубликовать и рассказать в инстаграме недостаточно. Нужно потратить уйму сил на продвижение.

Именно этим я занимаюсь на своем сайте. В книге «Профессия: художник-иллюстратор» (я делала на нее обзор тут) автор настаивает на том, что у каждого иллюстратора должен быть свой сайт.

Издательства

Забавно, но для того, чтобы опубликовать книгу, не обязательно иметь портфолио. В издательствах ждут интересные концепции и пару-тройку примеров иллюстраций. Мы можем потратить полгода на создание десятков картинок, а на деле могли придумать несколько сильных концепций. Да и стиль скорее всего будет меняться в зависимости от пожеланий редакторов, маркетологов и прочих. Это к вопросу о том, а нужно ли искать свой стиль.

Конкурсы

Конкурсы и выставки – это та область, которая в краткосрочной перспективе не принесет денег и клиентов. Вы потратите время на создание работ и ничего не заработаете. Но в долгосрочной перспективе может все сложится иначе. Именно поэтому не стоит в первое время полагаться на заработок от творчества. Жажда денег затмит по-настоящему хорошие возможности, вы начнете пинать себя и излишне критиковать.

Я стараюсь участвовать во всех профильных конкурсах: подавала заявку на участие в «Морсе», делала плакат к фестивалю (на конкурсной основе), участвовала в «Sketchfest» и «Бумфесте», делала работы для благотворительных фондов и участвовала от них в выставке, отправила пять оригинальных рисунков на выставку иллюстрации в Болонью и сейчас работаю над иллюстрациями к еще одному конкурсу. Это месяцы работы! Вы ничего с этого не заработаете. Но я верю, что в будущем это может принести полезные контакты, клиентов и узнаваемость.

Типы конкурсов зависят от того, что вы хотите делать! Если вы хотите создавать компьютерные игры, то книжные конкурсы не нужны. Если вы тяготеете к паттерну, дизайну упаковок, ищите соответствующие конкурсы. Если вы будете хвататься за все сразу, ничего не получится. Сужайте круг своих интересов!

Мерч

Портфолио – это прекрасно. Но иметь свой мерч (открытки, зины, книги, постеры) – еще лучше. Благодаря зину про Патти Смит, я получила заказ на иллюстрацию книги. Могла и не получить, но получила. Случайности случаются с теми, кто много работает.

Кроме того, мерч поможет понять, в каком формате ваши работы смотрятся лучше. Может, напечатав зин, вы поймете, что вам нравится работать с книгой. Или осознаете, что у вас классно получаются принты для текстиля. Вы будете лучше понимать свой продукт и где он может быть полезен. Вот, что пишет Яна Франк: «У меня много работ, и выраженный стиль, и я своими картинками зарисовала уже много чего. И у меня много раз была схожая ситуация: я с кем-то знакомлюсь, и меня спрашивают, что я рисую. Я показываю какой-то образец, человек смотрит, кивает, "ага, симпатично" и мы переходим на другие темы. Потом по какому-нибудь поводу начинаем переписываться, и я отправляю человеку ссылку на свой сайт. И тут он прибегает, восторженный, и пишет: "О-о! Слушай, я тут сайт посмотрел! Здорово! Я как-то и не подумал, что твои картинки так здорово на книжках смотрятся, и на вещах, и на зонтиках. А я как-то и не сообразил, куда это, а когда увидел на обложке и на развороте - оно так лихо смотрится. И на платке, и в макете. Вот теперь мне понятно!" И за этим часто следует какое-то предложение: "А вот не нарисуешь ли мне на стенд?"»

Стоки

Когда я поняла, что хочу создавать книги, стоки отпали как возможный заработок. Но он отлично подойдет тем, кто разбирается в современных трендах, быстро работает и не любит взаимодействовать с заказчиками. Подписывайтесь на стоковых художников, читайте их посты, анализируйте рынок, работайте, и дело пойдет.

Сколько вы хотите получать?

Иллюстрацией трудно зарабатывать сразу, как только вы этого захотели. Многие идут к этому годами. В книге «Профессия: художник-иллюстратор» известные ныне художники рассказывали, что стали получать регулярные заказы через пять лет после окончания института. То есть они варились в профессии десять лет, прежде чем встали на ноги.

Определите для себя, что и для кого вы хотите рисовать, готовы ли жертвовать заработком ради долгосрочных целей. Поймите, сколько вы хотите зарабатывать. К сожалению, за книжную иллюстрацию платят мало. Если вас это не устраивает, то и не стоит начинать. За журнальную иллюстрацию на Западе платят хорошие деньги. Может, это ваш вариант? На стоках тоже можно хорошо заработать, но придется чем-то пожертвовать. А какие возможности открываются в компьютерных играх! Увы, мне это совершенно не интересно.

Будьте честны с собой и ответьте на вопрос: «Для вас важнее заработать, доказать себе, что иллюстрацией можно прокормить себя, или возможность делать то, что нравится? Готовы ли вы ради этого много работать и не зарабатывать деньги, а иметь доход от другого?» Если вы честны с собой, рано или поздно придет и любимое дело, и деньги от него.

Чем лучше я узнаю себя, свои желания и мечты, тем легче становится искать возможности для их реализации.

Полезный материалы:

Статья Яны Франк «10 способов опубликовать вашу иллюстрацию»

Еще одна ее статья «Портфолио иллюстратора, или "к чему могли бы подойти мои работы?"»

Видео Фрэн о том, как можно заработать иллюстрацией.

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю

Добавить комментарий