Как стать участником выставки книжной иллюстрации «Морс»


Фестиваль книжной иллюстрации «Морс» проходит уже четвертый год подряд и собирает вокруг себя иллюстраторов, издателей, преподавателей художественных вузов, авторов и коллег из смежных областей (анимация, например). С каждым годом фестиваль становится масштабнее, насыщеннее и интереснее. В этом году на выставке были показаны работы 118 иллюстраторов, лекции читали 80 спикеров и присутствовали представители 12 издательств. Иллюстраторы проводили мастер-классы и продавали мерч на маркете, участником которого мог стать каждый (по предварительной записи).

В этому году я стала одним из 118 иллюстраторов, чьи работы были показаны на выставке и напечатаны в каталоге, который организаторы раздают издательствам, журналам и продают на фестивале. В прошлом году я тоже попытала удачу, но провалилась. Причин на то было несколько. Я подавала 5 работ из двух разных серий. Уже тогда поняла, что это плохое решение. Выбранные рисунки были созданы в разном стиле и не смотрелись на одном стенде. Проще говоря, к тому моменту у меня были проблемы с определением собственного стиля (голоса) и я решила показать все, что умею. Не делайте так.

На выставку принимают от 3 до 6 работ. Сразу думайте серией. Думайте разворотами, книгой и текстом. Пусть работ будет меньше, но качество выше. Не присылайте несколько дополнительных работ «для количества». Иллюстрации могут быть как к уже изданной книге, так и к вашей авторской (еще не напечатанной). Возможно, на фестивале вы найдете издателя под авторский проект.

У меня был год, чтобы придумать проект, создать иллюстрации. Конечно, не всем нужно столько времени, но мой путь тернист. Я слабо представляла себя в роли книжного иллюстратора и не знала, в каком направлении двигаться. Хорошая новость – за год можно отлично подрасти.

Работы принимают в течение нескольких месяцев (лето-осень). Подпишитесь на Инстаграм и паблик в Вконтакте фестиваля «Морс» и следите за следующим конкурсом. Все иллюстрации печатаются организаторами выставки. Вы можете жить на другом конце света и все равно стать участником выставки.

Если вы не прошли конкурс, не расстраивайтесь. Это отличный опыт. Поучаствуйте в параллельных конкурсах (конкурс плакатов, иллюстрации к сказкам и другие). Мой плакат, например, в этом году не прошел.

Но даже если ваши работы не выбрали, плакат тоже, все равно приезжайте. Ваши работы могут заинтересовать издателей на смотрах. Все три дня российские (и не только) издательства устраивали смотры и говорили, подходит им ваш стиль или нет.

Как подготовиться к смотру

Время просмотров указано в расписании. Запись происходит день в день и начинается с открытия фестиваля. Записывать подругу или друга нельзя. Нужно присутствовать лично. И, как правило, через 10 минут после открытия запись закрыта. Некоторые художники приезжали за час-полтора, чтобы попасть в вожделенный список. Хорошая новость состояла в том, что издатели готовы посидеть лишний час и посмотреть работы тех, кто записаться не успел. Я поговорила с представителями 5 или 6 издательств, не попав ни в один официальный список. Немного настойчивости и вуаля. Обязательно изучите издательства. Какими бы прекрасными ни были работы, если они не соответствуют стилю издательства, вы будете отвергнуты (вежливо и кротко).

Знаю, как отказы ранят художников. Но попробуйте проанализировать ситуацию. Если издательство печатает исключительно цифровую иллюстрацию в развивающих книжках, а вы приходите с книгой, выполненной тушью с глубоким экзистенциальным подтекстом, то неминуем отказ.

В  Инстаграме я писала о недоразумении с чешским издательством «Meander», но повторю эту историю и здесь. Она смешная и показательная. На смотр я записаться не успела, а с ассортиментом издательства не ознакомилась, но решила попытать удачу. Я подошла к кабинету, и меня сразу взяли в оборот. Волонтер толкнула в кабинет со словами: «Заходи быстрее». И я зашла. Обнаглев окончательно, я третья показала свои работы и получила неоднозначный комментарий: «Ваши иллюстрации понравятся детям, но они не останутся на века. Посмотрите, на эти милые мордашки, розовые щечки и носики, все это было. Это чересчур мило! Нам нужно то, чего еще не видели». Меня не задел этот отзыв. Скорее позабавил, я поняла, что постучалась в не ту дверь. После этого я ознакомилась со стендом издательства и поняла, что они любят концептуальное творчество. Я даже не уверена, что их целевая аудитория — дети.

Как думаете, что мне говорили российские издательства? «Какая милая мордашка!», «Какие чудесные персонажи!» Ну вы поняли, стучаться надо туда, где вас ждут.

Больше шансов понравиться издательству, если у вас есть книжные проекты. Я заметила, что многие иллюстраторы приходили с собственными книгами. Некоторые из них печатались самостоятельно, другие – в издательствах. Я с pdf-портфолио чувствовала себя несколько странно. Те, кто не хотел тратиться на переплет, печатали отдельные листы.

Но вскоре я поняла, что Pdf-портфолио — не самый плохой вариант, и уже не стеснялась отсутствия напечатанной книги. Я отобрала 15 лучших работ в разных стилях. Да-да. В основном это был коллаж, но я поместила и акварельные иллюстрации к книге для малышей, и диджитал иллюстрации для примера, что могу работать и так.

Некоторые художники приносили оригиналы и это тоже смотрелось здорово! Например, вы показываете напечатанную книгу и оригинал. Иногда они производят разные впечатления.

Напечатайте визитки, открытки или мини-портфолио. Я напечатала 40 открыток, чтобы раздавать вместо визиток. На задней стороне я указала свои социальные сети и почту. По имени можно найти сайт. После фестиваля на руках осталось две открыточки. В интервью с американскими арт-директорами я узнала, что открытки все еще работают. Издательства (во всяком случае в Америке) получают открытки от художников регулярно. Некоторые из издателей и арт-директоров вешают открытки на доску над рабочим столом, и иногда рисунки попадаются на глаза в нужный момент.

Я видела, как некоторые иллюстраторы печатали мини-портфолио на тонкой мелованной бумаге. Кто-то печатал закладки или традиционные визитки.

Что не менее важно, подготовьте речь. Если вы успели записаться в основной список, то у вас 5 минут, чтобы очаровать издателя. Если не успели, и того меньше. Чем быстрее вы скажете самое главное, тем лучше.

На лекции издательства МИФ его представители сказали, что если перед ними два крутых художника, но у одного больше опыта работы с издательствами, то предпочтение отдадут ему. Меньше риски. Так что, если вы печатались до этого, говорите об этом в первую очередь. Если нет, то найдите сильные стороны и озвучьте их издателю; умеете готовить работы к печати, владеете основами верстки, сочиняете стихи, пишите нон-фикшн книги, работаете в разных стилях и жанрах, у вас большая аудитория в социальных сетях — все это может сыграть решающую роль. Подумайте об этом заранее.

Пока вы стоите в очереди на смотр, в лекториях читают безумно интересные лекции. Вы льете горячие слезы, но не можете отлучиться.

Поэтому если вы чувствуете, что еще не созрели для работы с издательством, насладитесь лекциями. Я все-таки не удержалась и послушала нескольких спикеров. Очаровала и влюбила в себя нидерландская художница Флоор Ридер, которая проиллюстрировала «Алису в стране чудес». Я просто не могла уйти с лекции, поэтому, когда она закончилась, стрелой помчалась на второй этаж, чтобы застать представителя издательства «Качели». Успела вручить открытки, рассказать, с какими работала издательствами и умчаться обратно на автограф-сессию с Флоор, которой тоже вручила открытки.

 

Почти расплакалась на лекции польской художницы Ивоны Хмелевской. Она тихо, скромно рассказала о своих книгах, многие из которых заставляют по-другому взглянуть на книгу. Книга вдруг заставила иллюстрации двигаться, а зрителей плакать.

 

А еще! А еще знакомьтесь с коллегами! Прошлый год я провела, переминаясь с ноги на ногу по углам и закоулкам. Я стеснялась, смущалась, видела знакомые лица и не подходила. Меня тогда еще никто не знал и я дико этого стеснялась. Глупая была. На этот раз все было иначе. Я знакомилась, подходила и дарила открытки, присоединялась к большим компаниям и вливалась в разговор. Знакомилась в очередях на вход, на смотр, на лекции, в толпе на маркете или у кафетерия. Не стесняйтесь и подходите к тем, кого знаете, подписаны в социальных сетях. Я развиртуализировалась со многими художниками, и бесконечно этому рада. Интернет не лишает живого общения, он его дарит, приносит новые знакомства, друзей, полезные контакты. Просто нужно немного смелости и, возможно, у вас появится новый друг, а то и два.

Удачи в следующем году! Обязательно увидимся!

P.S. Извините, что не могу показать ни одной фотографии. Я была так увлечена всем происходящим, что забыла о фотоаппарате! Заходите в паблик "Морса"!

P.P.S. 20 октября, суббота. Состоится «Изнанка. Морс»
Закрытие фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы «Морс» 2018.
Иногда очень любопытно как рождается иллюстрация.
Путь ее создания: от задумки и скетча до готовой картинки. Иллюстраторы-участники фестиваля «Морс» 2018, прислали эскизы и черновики к своим работам. Получилась очень интересная экспозиция — изнанка иллюстраций, которую можно будет увидеть на площадке Vernissage , 20 октября с 12:00 до 20:00.

Вся подробная информация по ссылке.

 

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.