Как стать художником/иллюстратором/писателем/фотографом и кем бы то ни было еще 4


В этом тексте я не расскажу, в какой институт поступить, чтобы стать хорошим художником. Не посоветую людей, которые проложат вам путь из цветных карандашей к успешной карьере иллюстратора. Не назову журналы, в которых печатают картинки. Но я произнесу вслух то, что иногда стесняюсь сказать тем, кто хочет рисовать/писать/фотографировать и далее по списку. Как правило, у большинства из них нет на это времени/денег/сил/таланта/терпения, но при этом очень хочется. Ну очень. У меня не хватило бы смелости написать это, если бы не книга Стивена Кинга «Как писать книги», в которой он без утайки рассказывает о карьере писателя. Если опустить рекомендации, касающиеся стиля, грамматики, написания диалогов, и оставить только общие советы, их можно с легкостью переложить на ремесло иллюстратора.

Я не считаю себя блестящим художником, талантливым и успешным иллюстратором. В мире есть гораздо более блестящие, талантливые и успешные. Если я пущусь в сравнение с другими, то скажу, что за последние два года почти ничего не добилась. Но если я буду сравнивать себя с собой в прошлом, то смогу сказать: «Да я чего-то стою». Мой путь к творчеству был долгий и тернистый. Лет десять я не могла признаться, что рисовать хочу больше, чем теоретизировать (я отучилась на искусствоведа). То, что я умею сейчас – это десятки просиженных штанов и боль в шее. В какой-то момент я перестала ныть из-за отсутствия времени и таланта, а просто села работать. Поэтому то, что я буду писать ниже – рассказ не про успех, а про способность взять себя в руки и признаться себе в желаниях и амбициях.  

Вот, что пишет Кинг: «Если вы не хотите работать до кровавых мозолей на заднице, то не стоит и пытаться писать хорошо – валитесь обратно на уровень грамотных и радуйтесь, что хоть это у вас есть».

Первый совет, который он дает начинающим писателям звучит так: «много читать и много писать». Я не устаю повторять своим ученикам, что смотреть на чужие работы так же важно, как рисовать самому. Ежедневно через меня проходит тысячи картинок. Плохих и хороших, бездарных и гениальных. Я их вижу в инстаграме, пинтересте, бехансе, книгах, журналах и рекламе. Благодаря им я учусь, перенимаю приемы, формирую вкус и отстраиваю радар под названием «кто я и что мне нравится». Но смотреть картинки – недостаточно. Разберите их на кусочки, некоторые из которых вы утащите в копилку находок, а что-то выбросите за ненадобностью в мусорное ведро для переработки. Но главное – вам должно это нравится!

Кинг: «Я читаю беллетристику не для того, чтобы изучать искусство беллетристики, - я просто люблю разные истории. И все же при этом происходит процесс обучения». А я очень люблю картинки. А что любите вы?

«Можно мне сказать прямо? Если у вас нет времени читать, то нет времени (или инструментов), чтобы писать. Проще простого».

«Вы можете обнаружить, что перенимаете стиль, который вас захватил, и в этом ничего плохого нет». Первая запись в этом блоге звучала так: «Как найти свой стиль в иллюстрации. Часть 1». Потом я написала еще две части. Иногда я горю желанием удалить все к чертовой матери, но вовремя останавливаюсь. Это иллюстрация того, где я была год назад. Многое изменилось, но я по-прежнему считаю, что у меня нет своего стиля и я еще в поисках. И часть моего поиска – заимствования. Я не копирую, не слизываю подло стиль, но могу положить в свою копилку форму завитка на волосах девочки или форму ствола у дерева. Могу бросить в копилку тушь, лихие линии и пятна акварели. Но я не буду красть персонажей и сцены.

Если коротко: «Много рисуйте, много смотрите на чужие работы. Позвольте влиять чужому стилю на вас, и рано или поздно вы найдете собственный голос».

Кинг пишет о вещах и явлениях, с которыми иногда хочется поспорить. Он считает, что если вы рождены неграмотным, то ничто не сможет сделать из вас хорошего писателя. Если вы хороший писатель, ничто не сможет сделать вас гениальным. Я согласна со второй частью. Гением рождаются, но не становятся. Это либо есть, либо этого нет. Конечно, мне хочется почувствовать искру гениальности, но сколько бы не вглядывалась, в себе я этого не вижу. Но я не согласна с первой половиной утверждения. Уверена, что из бездарности можно стать неплохим ремесленником. Не берусь говорить о литературе, но об изобразительном искусстве могу сказать наверняка. Если вы не умеете держать карандаш в руке и не понимаете, что такое тон и цвет, не бойтесь, этому можно научиться.

Кстати, про обучение. Он рассказывает, как его сын Оуэн увлекся игрой Брюса Спрингстина и захотел научиться играть на саксофоне. Родители купили ему инструмент и в течение семи месяцев он прилежно ходил на занятия, выполнял домашнее задание, но не рвался в свободные минуты к саксофону, чтобы заучить новый ритм. Тогда папа предложил ему оставить уроки. Сын был рад. «Я предположил, что у моего сына и саксофона никогда не будет настоящей игры, будет только ее репетиция. А это нехорошо. В чем нет радости, то нехорошо».

К своему огорчению, такие «репетиции» я наблюдаю регулярно на своих занятиях по живописи. Конечно, есть те, кто любит рисовать и в каждую свободную минуту достают блокнот и карандаш. Некоторые даже берут временами заказы. Но есть те, кто рисует от занятия к занятию, не понимая для чего и почему они это делают. В свободное время они не достают блокнот и не совершают ошибок. Может, из страха облажаться. Но эти страхи нужно гнать от себя подальше. Как правило, с такими учениками мы расстаемся через полгода совместной работы.

«Для таланта сама идея репетиции ничего не значит; если вы найдете что-то, в чем вы талантливы, вы будете это (чем бы это ни было) делать, пока не пойдет кровь из пальцев или глаза из орбит не начнут выпрыгивать. Даже если никто не слушает (не читает, не смотрит), каждое такое действие – это бравурный спектакль, поскольку вы как творец – счастливы!» Мне тут просто нечего добавить.

Раскрепощению вашего таланта может помощь режим. Писать/рисовать/фотографировать/сочинять в одно и то же время, по расписанию, без поблажек для самого себя и отговорок. Кинг приводит в пример писателя Энтони Троллопа, который днем работал клерком, а «писал он по два с половиной часа каждое утро перед уходом на работу. Этот график был нерушим. Если конец двух с половиной часов заставал Троллопа на середине фразы, она оставалась неоконченной до следующего утра. А если ему случалось закончить шестисотстраничный кирпич за пятнадцать минут до конца сеанса, он писал Конец, откладывал рукопись и брался за следующую книгу».

Только не говорите мне про вдохновение, которое может и не прийти в эти два с половиной часа перед работой. Если вы назначите ему конкретное время, вдохновение придет. А если нет, поработаете без него.

Кроме режима раскрепощению таланта и закреплению навыка поможет рабочее место. Это может быть просто стол в углу комнаты. Но это должен быть ваш стол и только ваш. Это место, к которому вы подходите, чтобы работать. Это место, которое для других недосягаемо. Я никогда не считала себя жадной, но к своему рабочему столу я не разрешаю подходить даже мужу. Бывают, конечно, исключения, но в этом случае все должно оставаться на своих местах. А если и приходилось что-то трогать и перемещать, нужно вернуть на место. В нашей жизни и так много хаоса, место для работы должно быть вашей опорой и скалой.

Я часто слышала от учеников, что они не могут работать дома, так как у них нет подходящего места. И я им верю. Для того, чтобы организовать свое идеальное рабочее место, мне потребовалось два года. Важно все: размер стола, естественный свет, материалы под рукой, хорошая лампа для работы вечером, удобный стул и многое другое.

Если у вас не будет рабочего места «вашу новую решимость писать куда труднее будет принять всерьез».

Ну вот мы начали много смотреть чужих картинок, заимствовать элементы стиля, пошли учиться, поняли, что горим своим делом, организовали свой рабочий стол и наладили режим. Что дальше? Что рисовать?! На эту тему я писала несколько постов. Один из них был про челенджи и другой просто подкидывал идеи. Но Кинг предлагает новоиспечённым писателям писать о том, что они хорошо знают или любят.

Этот совет работает безотказно. Даже если вам нравится второсортные картинки, плюшевые зайцы и откровенный китч, позвольте своим интересам захватить вас. Литературные критики, знаете ли, не всегда высоко ценят Кинга. Но о нем мы будем помнить, а об этих критиках вряд ли. Кинг сочиняет беллетристику про психопатов, маньяков и жестоких убийц. Но интерес к дешевым ужасам был у него с детства. Ему было интересно пожить в шкуре человека, «одержимого демонами». Серьезно, почитайте книгу Кинга – это сотни галлонов вдохновения и самоиронии.

Мы определились с тем, что нам по душе. Что дальше? Придумайте какую-то ситуацию. Это может быть значок на лацкане странного юноши, выпавшая прядь девушки, котенок в балетной пачке или ссора двух взъерошенных ворон. Вас должна заинтриговать деталь, сцена, событие, но вы не должны знать, как сложится картинка в конце. «Знать всю историю не обязательно для начала работы». В процессе картинка может меняться. Порой именно она диктует свои правила.

Я начинаю работу над иллюстрацией со скетча. Он всегда выглядит приблизительно. Потом я рисую черновик, он обрастает деталями, которых не было в скетче. Потом я перевожу изображение на хорошую бумагу через lightbox. Делаю цветовые выкраски, чтобы понять, как цвета смотрятся друг с другом. Чаще всего они меняются, когда я переношу на чистовик. В конечном счете картинка совсем не та, что была в скетче и голове. Иногда она хуже, иногда лучше. Но картинке нужно позволить развиваться.

Пусть вас не останавливают ожидания и страх их не оправдать.

Думаю, вы поняли, что книга меня захватила. Еще многим хочется поделиться, но нужно знать меру. Надеюсь, советы Кинга и мои интерпретации были вам полезны. Напишите о своих впечатлениях!

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю.


Добавить комментарий

4 мыслей про “Как стать художником/иллюстратором/писателем/фотографом и кем бы то ни было еще

  • Виктория

    Согласна с написанный! Хорошая статья! Спасибо, что написали обзорчик на книгу Стивена Кинга! Только вот, в одном месте, вы написали, что «талант либо есть, либо нет».Отчасти да, но отчасти, Т-талант, нет, Т-труд. если есть талант и человек просиживает штаны, этот талант пройдет и будет он как все. А человек, которые в это время трудился,например,писал, рисовал,не просто пару порисулечек в день. А именно чтобы быть помешаным на этом. То в скорем времени,люди будут говорить» он талантлив. У него талант!»Но нет, это другое слова на букву «т».Опять же это чисто мое мнение и мне оно нравится :»D Т.к. ты пониамешь, что все в твоих руках. Хочешь статьсупер художником, действуй! трудись!!! и ты им станешь!
    Спасибо Вам за статью, Юлия!

    • Юля Прохоцкая От автора

      Спасибо большое за комментарий! Я абсолютно с вами согласна! Мне нечего добавить. Но где я писала про талант либо есть, либо нет? Я писала про гениальность)) но талант и гений для меня всё-таки вещи разные. Но то, что вы пишите про талант и труд, я всеми руками и ногами за)