Как получить первый заказ в иллюстрации


Некоторое время назад я не могла и представить, что напишу пост на тему того, как найти свой первый заказ. Прошло немало времени, прежде чем попытки получить работу увенчались успехом. Я просиживала долгие часы за рабочим столом, создавала иллюстрации, серии иллюстраций, участвовала в конкурсах, продавала мерч, обновляла регулярно портфолио, писала письма в журналы, отправляла концепции в издательство, проходила курсы по иллюстрации, откликалась на вакансии, но это не приносило плоды. Так, во всяком случае, мне тогда казалось. Я ошибалась. Все то, что я перечислила выше, привело к тому, что я уже проиллюстрировала три книги, в сентябре начну работать над четвертой, поучаствовала во всевозможных выставках, поработала с маленькими и крупными компаниями и, возможно, в скором времени буду работать над иллюстрированием настольной игры.

Прошло два года между тем временем, когда я твердо решила стать иллюстратором и тем, как я начала получать регулярные заказы. Еще два года до этого металась и не знала, чем хочу заниматься и что делать с моим основным образованием – искусствознанием. То есть четыре года ушло на самоопределение. Немалый срок. С другой стороны, я многому за это время научилась, как минимум – рисовать. Примерно столько времени уходит на обучение в институте. Я же занималась самообразованием.

Все, что я напишу ниже, основано на моем опыте. Он может отличаться от вашего опыта и опыта друзей и знакомых. Возможно, вы нашли работу гораздо быстрее, проявив больше упорства. Но я надеюсь, что мой рассказ поможет тем, кто только начинает!

Не бросайте основную работу

Пока вы не решили наверняка, чем хотите заниматься и что именно хотите иллюстрировать (детская иллюстрация, журнальная, иллюстрация для рекламы и пр.), не бросайте свою основную работу. Она будет давать доход и уверенность в вашей состоятельности. Потому что, когда делаешь первые шаги, состоятельным и цельным чувствуешь себя редко. Желание заработать давит и заслоняет более благородные цели – создавать по-настоящему красивые вещи.

Иногда люди копят деньги, чтобы прожить, например, год, не думая о заработке и посвящая себя целиком иллюстрации. Я преподавала живопись и рисунок, читала экскурсии в центре фотографии и время от времени работала медиатором в музее «Гараж», пока нарабатывала портфолио. Кроме этого, большая часть дохода шла от мужа.

Когда стали приходить заказы, я постепенно отказывалась то от одного, то от другого ученика. Когда заказов стало еще больше, я была вынуждена уйти из центра фотографии.

Я искренне считаю, что от основной работы нужно отказываться тогда, когда вы уверены, что иллюстрация сможет вас прокормить и временное отсутствие заказов не сломит ваш дух. С другой стороны, если вас поддерживает муж или жена, то чем больше времени вы будете посвящать обучению, нарабатыванию опыта, тем быстрее к вам придет удача. Ведь удача приходит тем, кто ищет возможности поймать ее за хвост.

Показывайте свои работы

Я уже писала пост «12 причин показать свою работу» и очень рекомендую прочитать. Лишь напомню, что нужно делиться работами на самых ранних стадиях. Не стоит ждать мифического времени, когда вы превзойдете всех великих и, наконец, возгордитесь тем, что делаете. На меня многие подписались тогда, когда я рисовала неуклюжие картинки маркером. Но я хорошо помню подбадривающие комментарии: «Я вижу, как вы быстро растете», «Очень интересно наблюдать за вашим ростом». Эти люди остались со мной до сих пор.

Мне часто приходят письма, в которых пишут: «Мне порекомендовала вас Саша Иванова». Я не знаю, кто такая Саша Иванова, но она точно подписана на меня в социальных сетях. Иначе откуда ей знать, что я рисую? Я очень благодарна таким людям! Но почему они меня рекомендуют? Чем чаще люди видят мои работы в социальных сетях, тем сильнее ассоциативная связь. Юля – иллюстратор, Юля – рисует, Юля – детские книжки. «Эй, ты случайно не знаешь знакомого иллюстратора, который мог бы проиллюстрировать мои стихотворения?» А человек только что посидел в социальных сетях и увидел мою работу: «Да, напиши Юле Прохоцкой. Кажется, она занимается подобным».

Мои знакомые и друзья постоянно скидывают ссылки на вакансии. Обычно подчеркивая: «Как увидела, сразу подумала о тебе».

Вы скажете: «Какой банальный совет!» Ах если бы. Я встречаю десятки талантливых людей, которые боятся делиться, не рассказывают о себе, своем творчестве, страдают из-за нереализованных возможностей и негодуют, почему у других есть заказы, а у них нет.

Я говорю совершенно серьезно, чем раньше вы начнете делиться, тем быстрее люди запомнят, что вы рисуете. А это чертовски важно. Люди очень тугие. Несколько недель назад я повстречала старых знакомых. Мы подписаны друг на друга в социальных сетях, они почти ежедневно видят мои картинки в своей ленте, но это не мешает им задавать вопрос: «А чем ты сейчас занимаешься?», «Кажется, рисуешь?», «Начинающий зинодел?» и все в таком духе. И многие думают, что я работаю в музее.

Чем больше платформ вы охватите, тем лучше

Инстаграм, Фэйсбук, Вконтакте, Бехансе, Дриббл, Твиттер, Тумблер, Иллюстраторс.ру, LinkedIn, свой сайт и пр. Но тут важно понимать, сколько из этих платформ вы сможете поддерживать постоянно. Мои работы можно встретить в Инстаграме, Фэйсбуке, Вконтакте, Бехансе и Иллюстраторс.ру. Недавно я зарегистрировалась на Дриббл, но еще ничего не выкладывала. А несколько недель назад, в одном из подкастов я услышала историю иллюстратора, который ищет заказы на LinkedIn! Он пояснил, что в отличие от инстаграма аудитория этой социальной сети настроена серьезно и вероятность, что оттуда придет заказ, выше, чем из иг.

ВКонтакте

Кто-то развивает публичные страницы ВКонтакте и получает значок Прометея. У меня тоже есть страничка ВКонтакте, куда я скидываю полезные ресурсы, понравившиеся статьи и видео, но я не создаю уникальный контент. Если заняться этим серьезно, получить знак качества, пойдут заказы. Это действительно работает.

Иллюстраторс.ру и Бехансе

Я не обновляла портфолио на Иллюстраторс.ру полгода, а мне пришел заказ на иллюстрацию кулинарной книги от издательства «Альпина». На Бехансе я только обновляю портфолио, но никак себя не продвигаю, тем не менее благодаря этой платформе я проиллюстрировала две детские книги, которые будут напечатаны в Китае на разных языках. Только представьте, какие еще могут прийти заказы, если поддерживать активность на этих платформах, закупать рекламу и вести активную социальную жизнь. Если у вас есть лишние деньги, вложите их в продвижение.

Инстаграм

Я не рекомендую заводить новый аккаунт в инстаграме. Развивать иг с нуля сложно. А в вашем основном профиле уже есть зрители и читатели. Уберите в архив откровенно личные фотографии, оставьте только то, что рассказывает о вас, как о художнике. Начните выкладывать картинки. Не бойтесь мозолить глаза своими работами, кому не нравится – пусть отписываются. Ваш инстаграм – ваши правила.

90 % вашего контента должно быть посвящено творчеству. В дело могут пойти готовые иллюстрации, фотографии процесса, обзор художественных материалов и т.д. Первое время в них не будет логики, цельности, качество снимков будет варьироваться, рисунки отличаться по стилю, и это совершенно нормально! Постепенно вы поймете, как вам нравится фотографировать – на белом фоне или на цветном. Нравится ли вам минималистичная фотография или со всякой художественной всячиной. Люди начнут делиться тем, что им понравилось, какие из ваших работ произвели впечатление, а какие нет. Неудачные картинки будете отправлять в архив, и инстаграм начнет приобретать цельный вид.

Многие заказы ко мне приходили через инстаграм. Как-то раз я разговаривала с Дашей Плаксуновой, автором книг и редактором в издательстве (которая, кстати написала для моего блога отличный пост на тему того, как «Завязать с издательством теплые отношения»). Она обмолвилась, что показала мое портфолио в издательстве «Махаон», на что главный редактор ответил: «А я видела работы этой художницы. Они мне понравились, но пока у нас нет под нее проектов». Я была очень удивлена. Сколько еще таких редакторов в издательствах, авторов книг, сотрудников журналов следят за моими работами в инстаграме?

И небольшая ремарка. Нарисуйте свою аватарку. Эта мелочь поможет привлечь больше внимание к вашему профилю. Это знак, что вы художник. К сожалению, я сделала рисованную аватарку очень поздно. Но лучше поздно, чем никогда.

В инстаграме показывайте скетчи, готовые иллюстрации, процесс, делитесь соображениями и идеями. В портфолио на сайты для фрилансеров отправляйте лучшее на данный момент. Пусть в вашем арсенале одна хорошая цельная работа. Отлично, значит вам есть, с чего начать свое портфолио. Присутствие в социальных сетях и на платформах для фрилансеров, необходимо так же, как и вода для всех смертных.

Пишите письма в журналы

Когда я поняла, что хочу быть иллюстратором, начала составлять список российских журналов, которым могла бы отправить портфолио. Так как я не определилась со стилем, совершенно не знала, что хочу рисовать, я писала всем – от GQ до Veter magazine. В общей сложности я отправила писем 40, что на самом деле очень мало. Мне ответило несколько журналов. В основном с отказами: «Ваш стиль нам не подходит», «Мы не печатаем иллюстрации». Один из журналов написал, что им очень понравились мои работы, и они напишут, когда будут готовить следующий номер. Не написали. Я написал сама. Ответили: «Мы помним о вас». И затихли. Редактор другого известного журнала для родителей подписался на меня на Бехансе, но предложение о работе не поступило.

Как рассказывала моя знакомая художница, она отправляет по 40 писем в месяц! И да, она регулярно рисует для периодических изданий. Но какой труд. И это возможно только в том случае, если вы пишите журналам по всему миру.

В какой-то момент я поняла, что хочу иллюстрировать книги, а не журналы, но я не перестаю следить за теми журналами, которые мне близки по духу и стилю. И если настанут дни, когда у меня не будет заказов, я смогу им написать.

Вы можете, как и я отправить письма во все журналы, но будьте готовы к отказам. Лучше выберете те, которые подходят вам по стилю. Если вы не определились со стилем, поймите, что ближе по духу – вам нравятся сюжеты на тему политики, экономики или life-style.

Отправляйте концепции в издательства

Если в журналы нужно писать письма и прикреплять портфолио, то в издательство нужно отправлять концепции книг. О работе с издательством можно почитать в статье у Даши.

Участвуйте в конкурсах

Начну с того, что бывают хорошие конкурсы и не очень. На эту тему британская художница Холли Экслей сделала очень подробное видео на Ютюбе, рекомендую посмотреть. Если коротко, то бывают конкурсы, которые проводятся малобюджетными организациями (музеи, художественные галереи, издательства, небольшие бренды, благотворительные фонды и т.д.), а бывают конкурсы, которые проводят крупные компанию с целью сэкономить на иллюстраторах. Вот нам нужны конкурсы первой категории. Вторая категория спекулирует рынком, занижает ценность иллюстрации и по всему миру падает оклад художника.

Чем полезны конкурсы

Конкурсы – это отличная возможность проверить себя в деле. Как правило, начинающие рисуют по отдельным картинкам в блокноте и редко подступаются к сериям работ. А именно в них можно разглядеть повторяющиеся приемы, оценить работу с композицией и цветом. Кроме того, вы научитесь работать с ТЗ.

Смотрите, кто входит в жюри конкурса. Если вы метите в книжные иллюстраторы, убедитесь, что в жюри есть люди, связанные с издательским делом. Это могут быть редактора или арт-директора издательств, преподаватели книжной иллюстрации и авторы. Последние часто ищут иллюстраторов!

Убедитесь в качестве призового места. Обычно я участвовала в тех конкурсах, где по итогам проходит выставка. Никогда не знаешь, кто придет посмотреть на работы. Сейчас мои иллюстрации кочуют с выставкой «Шукшин. Палитра героя». Она была показана в Петербурге в ГЦСИ, а сейчас двинулась на юг, в Ростов-на-Дону.

Самая желанная выставка года проходит на фестивале «Морс». Туда приходят не только художники и иллюстраторы, но и потенциальные работодатели. А каталог отправляется в издательства и журналы.

Ищите конкурсы, по итогам которых у вас будет возможность проиллюстрировать книгу. Вероятность, что вы победите, чертовски мала. Но зато вы помелькаете перед глазами издательства.

Рисуйте для благотворительных фондов

Благодаря иллюстрациям для благотворительного фонда AdVita, я получила заказ на иллюстрацию детской книги. Издательству понравились мои зверушки.

Вы научитесь работать с заказчиком, получите картинки для портфолио и, возможно, привлечете внимание потенциального клиента.

Составьте список тех фондов, которые ближе всего вашему сердцу, для которых работать будет тепло и приятно. Когда-нибудь я надеюсь поработать для благотворительных фондов, которые помогают животным… Главное найти на это время. Составьте список, напишите вежливое письмо, прикрепите пару лучших работ, дайте ссылку на портфолио (если есть) и ждите ответа. Напомните о себе через пару недель.

Создавайте контент

Я уже упомянула, что в ВКонтакте можно получить значок Прометея и тем самым привлечь потенциальных клиентов. Можно сделать основной упор на Инстаграм, и пополнять его каждый день интересным контентом, можно завести сайт и писать туда регулярно посты на тему иллюстрации, а можно пойти дальше и начать снимать видео на Ютюб. Все эти действия подразумевают создание контента (текстов, картинок, фотографий и пр.) Это отнимает уйму времени, но являются частью маркетинговой стратегии. Нужно смириться с тем, что художник – это личный бренд. Бренд нужно развивать и поддерживать. 50% времени уходит на рисование, а еще 50% на продвижение. Это математика, от которой никуда не убежишь. Нужно принять тот факт, что продвигать себя – это ваша новая обязанность, если вы решили встать на путь фриланса и иллюстрации в частности.

Качество контента зависит от того, чем вы хотите заниматься. Если вы хотите открыть онлайн магазин с вашими товарами, то Ютюб отлично поможет в продвижении. Вы будете ориентироваться не на крупных заказчиков, которые, вероятно, не смотрят видео молодых девочек, а на ваших ровесников!

Если же вы хотите работать с компаниями, журналами или издательствами, то блог подойдет чуточку лучше. Я знаю, что редакторы мониторят интернет в поисках блогов художников. Особенно это практика развита В США и Европе, чуть слабее в России.

Если вы отлично владеете английским, рекомендую сразу заводить блог на английском языке. Рынок в России чертовски мал.

Обратитесь в иллюстраторское агентство

Это отличная возможность для тех, кто не хочет продвигать себя и свое творчество, а хочет уйти с головой в рисование. Я тоже обращалась в агентства (кажется, я тогда смогла найти всего несколько), но мне не ответили. Если с вами произошло тоже самое, попробуйте еще раз через три-четыре месяца. А за это время пополнить портфолио новыми работами. Иногда владельцы агентств дают лекции, и к ним можно подойти на консультацию. Если вы владеете английским, то сразу пробуйтесь в иностранные агентства.

Если вы не можете найти информацию в интернете, составьте список любимых художников, а потом не постесняйтесь спросить, есть ли у них агент. Это будет значить, что ваш стиль может им подойти, и вероятность получить ответ возрастает.

Создавайте свой мерч

Сделайте свои открытки, сверстайте зин, поучаствуйте в маркетах. Когда я решила, что хочу быть иллюстратором, я начала работать над собственными товарами. Я не знала, где и как буду их продавать, но хотела попробовать. В итоге я только однажды поучаствовала в маркете, продала десяточек открыток и несколько зинов. Потом пробовала продавать зин через социальные сети и паблики вк. Шквал интереса меня невероятно удивил. Я не думала, что зин привлечет столько внимания. Но проблема была в том, что я плохо оценила стоимость производства, и в итоге цена на зин была сильно завышена. Люди отказывались покупать его за такие деньги. Но если подойти к этому с умом, то можно неплохо заработать.

Кроме того, благодаря зину я получила заказ на иллюстрацию книги для частного заказчика. Девушка купила у меня зин, а спустя несколько месяцев написала с деловым предложением. Я была счастлива.

А еще можно сделать стикеры и клеить их по всему городу, оставлять открытки в кафе и клеить постеры на улицах.

Мониторьте сайты для фрилансеров

99 designs и Upwork. На эти сайты заказчики скидывают тз, а потом выбирают лучшую картинку. Для книжных иллюстраторов работает плохо, но если вы дружите с вектором, то вам точно туда!

Будьте вежливы

Это последнее, о чем я хочу написать. Я вижу художников, иллюстраторов, которые ведут себя провокационно, позволяют себе грубить и хамить. Это часть их бренда. Это выглядит органично, и заказчики идут за этим настроем. Не думаю, что такое может позволить себе детский иллюстратор. Будьте вежливы, отвечайте на комментарии, отвечайте на сообщения даже если вопросы кажутся странными, наглыми, не к месту. Вы не знаете, возможно, ваш вежливый ответ и какое-то участие приведет к тому, что человек закажет у вас картинку.

Давайте подведем итоги

К сожалению, ко всем этим выводам я пришла не сразу. Потребовалось много времени, прежде чем я поняла очевидные вещи. Далеко не всеми советами я пользуюсь самостоятельно, потому что на все это нужно много времени. Если заниматься всем и сразу, не останется времени на самое главное – рисование.

Заказы не придут, как только вы этого захотели. Нужно набраться терпения. Знаю, что некоторые сдаются и оставляют мечты об иллюстрации, потому что несколько лет – это большой срок.  Если вы почитаете мой блог, то увидите, как часто я сомневалась и была готова сдаться. А если продолжите читать, то поймете, что на смену сомнениям и тревогам приходили заказы и воодушевление.

Я уверена, что если вы правильно выстроите свое обучение и продвижение, заказы придут! В свое время я начала говорить, что хочу иллюстрировать книжки. Теперь мне приходится отказывать аторам, потому что у меня нет времени на новые проекты. А я ведь просто вслух говорила о своих желаниях и целях.

Предлагаю пройтись коротко по пунктам:

1. Финансовая подушка. Иначе это будет погоня за деньгами, которая блокирует творчество

2. Начинайте показывать иллюстрации, как только решили, что хотите зарабатывать этим на жизнь

3. Охватите как можно больше социальных сетей и поддерживайте активность

4. Пишите письма в журналы, отправляйте концепции в издательство

5. Участвуйте в конкурсах, отмечайте членов жюри

6. Сотрудничайте с благотворительными фондами

7 Создавайте контент

8. Обратитесь в иллюстраторские агентства

9. Распространяйте свои товары

10. 99 designs и Upwork

11. Будьте вежливы

Надеюсь пост оказался для вас полезным. Если вы хотите меня отблагодарить и поддержать, можете пройти по ссылке на мой последний проект на Бехансе и поставить лайк. Мне будет приятно!

 

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.