Как найти свой стиль в иллюстрации. Часть 2


Настало время второго поста о стиле, и, думаю, он будет длиннее первого. Мне не очень хотелось долго и подробно расписывать путь своего становления как художника. Я все еще испытываю легкое чувство неловкости, выступая в качестве знатока стиля. Ведь это не так. Однако мое искусствоведческое образование помогает мне там, где не хватает практических навыков.

Все, что было написано ранее и то, что написано ниже – это попытка разложить полученные знания на полку, с которой предварительно стряхнули пыль. Это не рассказ опытного и востребованного иллюстратора. А история начинающего художника, который сталкивается с трудностями и делится своими способами их решения.

Все говорят о стиле. Но для чего стиль нужен вам? Если вы рисуете в свое удовольствие, пробуете разные материалы и сюжеты, получаете от этого настоящий кайф и при этом не собираетесь зарабатывать своим творчеством – стиль вам не нужен. Я пребывала в таком состоянии два года. И это отличное время! На меня не давили обязательства, необходимость зарабатывать и собственные ожидания. Но если вы хотите получать деньги за свое искусство, будь то: иллюстрацию, живопись, скульптуру или украшения из полимерной глины – стиль вам необходим.

Стиль необходим для того, чтобы среди тысячи изображений, ваши были узнаваемы; чтобы заказчик, листая ваше портфолио, точно понимал, что получит на выходе; кроме того, стиль значительно упростит и ускорит вашу работу.

Иллюстрации, выполненные в одном стиле нужны для создания убедительного портфолио. Любой начинающий художник-иллюстратор сталкивается с необходимостью создать портфолио, не имея при этом ни одного коммерческого заказа.  Решением могут стать личные проекты: серия открыток, паттерн для упаковочной бумаги, постер для друзей, которые собирают литературный кружок в среду вечером, зин и т.д.

Помню, я была очень растеряна, когда осознала, что придется от чего-то отказываться, сознательно себя ограничивать и придумывать проекты, которые даром никому не сдались.

Я читала рекомендации других иллюстраторов. Все без исключения советовали заниматься собственными проектами. А на вопрос о стиле отвечали: «Свой стиль? Это же просто! Признайтесь себе, что вам нравится больше!» Как здорово это звучит на словах, но как плохо работает на деле. В жизни мы можем разрываться не только между цветными карандашами и гуашью, но рисованием и пением или ведением блога (а сколько времени занимает написание текста!), выращиванием домашних растений или вязанием. Поэтому просто взять и выбрать – бывает ох как нелегко!

Первое, что нужно сделать в этой ситуации (в ситуации с рисованием) – это ограничить себя в материалах. Вам нравится рисовать маркерами и акварелью? Замечательно! Создайте два разных профиля в инстаграм или два разных портфолио на Behance. Со временем вы станете замечать, какой из профилей пополняется чаще. Это и будет вам ответом!

Я тоже решила последовать этому совету и завела еще один профиль в инстаграм – для акварели. Акварель – это то, чем мне нравится заниматься в свободные часы или в период творческого спада. Здесь мне не нужно придумывать сюжеты, беспокоится о цветовой гамме и композиции. Я просто стараюсь внимательно изучить и понять натуру. Вы вряд ли увидите акварельные рисунки в моем портфолио на сайте, но я не запрещаю себе уделять этому 2-3 часа в неделю. Кроме того, если я встречу интересную мне вакансию, где требуется умение работать с акварелью, я всегда смогу отправить им ссылку на мой второй акварельный профиль!

Поясню, что отказ от одного материала в пользу другого – это временное ограничение. Если в ходе работы вы поймете, что выбранный вами материал вас не устраивает, вы не можете работать с ним долго, он не позволяет воплотить некоторые из ваших идей – переходите к другому. Либо комбинируйте несколько материалов. В некоторых из своих рисунков я, например, смешивала акварель и цветные карандаши.

Ну вот мы определились с материалами. Что дальше? Нужен сюжет. Без понимания того, что именно вы хотите рисовать, белый лист будет вызывать тревогу. Как я писала в первом посту на эту тему – создайте серию. Американская художница Лиза Конгдон обожает создавать паттерны, но еще она страстный коллекционер. В ее коллекции можно найти винтажные ластики, пластиковые ножи и вилки, прищепки, кружки с очаровательными орнаментами и много другое. Сейчас она выкладывает на сайт рисунки своих любимых винтажных упаковок из-под кофе, молока, пива и пр. Мы часто стремимся к высокопарным сюжетам, а на деле все может быть проще.

Вы можете зарисовать все цветы в вашем доме, баночки из-под косметики, своего кота, обложки книг, которые вы прочитали, или фотографии из модного журнала. Зато вам не нужно будет ломать голову, что нарисовать в следующий раз.

Кроме того, вы можете проиллюстрировать текст, будь то: детская книга, статья в журнале или, как в моем случае, книга Патти Смит «Поезд М». А, может, у вас есть друг, который пишет сказки или сочиняет стихи? Это отличная возможность поработать в команде и проиллюстрировать то, что еще никто не иллюстрировал. Иногда текст сам подскажет, какой материал подойдет лучше. Попробуйте довериться себе.

Теперь у нас есть и материал, и сюжет. Время подумать о расписании. Да-да, не стоит ждать у моря погоды, полагаться на вдохновение и потом еще жаловаться на его отсутствие. Вдохновение приходит во время работы, а если не приходит – работайте дальше.

Последние годы очень популярны челенджи «100 скетчей за 100 дней», «356 рисунков тушью», «50 портретов за 50 недель» и т.д. Почему бы и нет? Можно попробовать создавать по одной иллюстрации в неделю. Значит через 15 недель, у вас будет 15 полноценных иллюстраций. За семь дней вы пройдете все стадии создания картинки – первый черновой эскиз, цветовые выкраски, доработка деталей и, возможно, последующая обработка в визуальном редакторе.

Именно так я хочу начать следующий год. В планах проиллюстрировать детскую книгу. Дело за малым – выбрать книгу!

И вот мы подошли к самому главному – рисованию. И вроде бы все козыри на руках – понятный и знакомый материал, сюжет и даже график работы, но картинка не получается. Что делать?

Заимствуй или другими словами «кради как художник»! Сделайте первый набросок. Оцените свое первое впечатление. Довольны ли вы результатом? Или можно картинку сделать еще лучше? В зависимости от проблемы, которая возникла, обратитесь к работам любимого художника. Вам кажется, что цвета не сочетаются? Зайдите в пинтерест и вбейте «color palette» или посмотрите, какие цветовые сочетания использует ваш любимый иллюстратор.

Вот пример моих «краж». Однажды мне очень хотелось рисовать и при этом попробовать что-то новенькое. Я подошла к книжной полке, взяла книгу с иллюстрациями 1920-х годов и начала их разглядывать. Мне очень понравилось сочетание красно-бордового цвета и голубовато-зеленого. Вначале я сделала небольшую выкраску; просто, чтобы не забыть использовать при случае два этих цвета вместе. Затем мне захотелось изобразить какой-нибудь сюжет. Для этих целей я использовала свой старый блокнот с зарисовками. Колоритный повар из ресторана «Filial» лег в основу небольшой истории. Как можно заметить, я использовала линер в сочетании с цветными карандашами. Такого я раньше еще не делала. Цвета были позаимствованы из книги, но композиция, персонаж были моими. Хотя пытливый взгляд заметит, что усы на поваре появились не просто так!

Не умеете изображать перспективу, разверните всю сцену по вертикали как в тебризской миниатюре.

 

Не знаете, как изобразить зайца? Пинтерест вам в помощь. Позаимствуйте у одного нарисованного зайца мордочку, у другого – ушки, у третьего – тельце, у четвертого – окраску. Попробуйте совместить полученный результат с первоначальным эскизом.

Самый трудный и болезненный вопрос я оставила на конец – это умение рисовать. Вероятно, об этом стоило написать в самом начале, но я решила не торопиться. Как писала Наталья Ратковски в своем жж: «Люди, которые хотят стать иллюстраторами, должны уже иметь хотя бы базовые навыки рисунка и понимать, что делают. Поэтому они должны либо параллельно, либо заблаговременно постигать такие элементарные вещи как построение простых и сложных объектов, перспективу, светотени, работу с цветом, рисование с натуры людей и животных, пробовать различные изобразительные техники и материалы. Повторюсь, чтобы иметь возможность что-либо проиллюстрировать, нужно элементарно уметь рисовать!»

В моем случае все сложилось удачно – изо студии, художественная школа, академический рисунок в институте, и бомбический учитель уже после окончания. Но кому-то повезло меньше. Однако я верю, что иллюстратором можно стать и не имея представлений о построении сложных объектов. Примером может быть один из моих любимых иллюстраторов – Фрэн. В одном из своих видео на youtube она призналась, что не умеет правильно рисовать человека. Ей не давалась анатомия, и она решила рисовать человеческие конечности в виде макаронин, как в мультике про Микки Мауса. Ну разве не гениально?

Свои незнания вы можете использовать с умом. И, возможно, ваш примитивный рисунок станет вашем стилем! Самое главное – не бояться, пробовать разные подходы и забыть о стеснении.

 

И пару полезных и вдохновляющих видео на тему

Добавить комментарий