Бумфест 2017 3


С 21 по 24 сентября в Петербурге прошел одиннадцатый фестиваль рисованных историй Бумфест. Мою работу «Свет моей памяти» приняли на выставку, которую еще можно увидеть в библиотеке графики и комиксов.

Участие в выставке стало отличным поводом разнообразить выходные и поехать в город, в котором не была несколько лет. Мы с мужем приехали в Петербург за час до открытия выставки. Добирались долго и нервно. Площадь перед вокзалом перекопана, поймать такси сложно, найти машину, которую вызвали через убер или яндекс еще сложнее, дерганная поездка до отеля в пробке по Невскому, регистрация, бросаем вещи, вызываем второе такси, вновь небольшие пробки, приехали.

Окинув взглядом зал, понимаю, что не займу призовых мест. Мой комикс неформатный, еле вписывающийся в контекст этого фестиваля. На секунду я задумалась, почему его вообще приняли к участию. Но эти мысли ничуть не смутили. К удивлению я обнаружила равнодушие к своей работе, не было ощущения, что она моя, и я ею дорожу. С тех пор, как я сделала этот комикс, прошло много времени. У меня переменились взгляды и стиль. Последняя работа существенно отличается от того, что я отправила на конкурс. Поэтому когда объявляли победителей, я была спокойна как никогда, чего не скажешь о муже. Он за меня болел.

Работы были разные, сюжеты тоже. Уже потом я поняла, чего же ждали от конкурсантов организаторы фестиваля. Тема конкурса «Семейный архив». И жюри хотели увидеть правдивые истории из жизни семьи, переосмысление такого понятия как «память». На открытии они с грустью говорили о неспособности современных художников понять и изобразить свое прошлое и прошлое предков. Мало, кто помнит истории из жизни и все воспоминания базируются на фотографиях, все поиски начинаются с фотографий. Мой комикс тоже начинался с перебирания старых снимков. А победила работа, в которой автор рассказывает об истории своей семьи в период войны. Такие истории всегда побеждают. Сейчас вообще о войне говорят часто. А я об этом говорить не хочу, да и нет историй, которые хочется поведать. На это и сетовали организаторы Бумфеста.

На одной из лекций французский исследователь комиксов с удивлением обнаружил , что большинство конкурсных работ созданы женщинами. В то время как в Европе засилье мужских комиксов, и женщины появляются гораздо реже. Что я могу сказать? Girl power!

Но важность этого фестиваля я почувствовала не на выставке, а на лекциях. Я старалась фиксировать все мысли, которые приходили в голову, но многое будто пропустила через сито. Такие мероприятия расширяют горизонты, позволяют увидеть себя в контексте других художников и рынка. Художникам свойственно замыкаться в себе, на своих работах, окружать себя только теми, чьи взгляды схожи. А на фестивале все иначе — видишь работы художников, на которые не обратил бы внимание, слушаешь мнение тех, чей опыт отличается от твоего и как студент первого курса записываешь на первый взгляд очевидные факты.

Отсюда первый вывод — посещать как можно больше профессиональных мероприятий. В моем календаре уже отмечен фестиваль книжной иллюстрации «Морс». Но если вы знаете события, посвященные книжной графике, комиксам или иллюстрации, напишите об этом!

Именно на фестивале я почувствовала важность роли теоретика. Мне трудно выразить свою мысль, но я постараюсь. Когда я занималась исключительно теорий и историей изобразительного искусства, я сталкивалась с тем, что многие художники не имеют ни малейшего представлениях о стилях и течениях в искусстве. Это не мешало им делать хорошие сильные работы и выставляться на выставках. Но их роль в современной живописи определяли именно теоретики. Они говорили об их социальной и культурной значимости. На этом фестивале я оказалась тем самым художникам. Я ничего не знала об истории комикса, не слышала о «форме вафельницы» в организации листа, не читала ничего из классики кроме Тинтина и слабо представляла, как должен разворачиваться сюжет. Тем не менее, мою работу приняли. Приняли те, кто знает все о комиксах и их формообразовании.

Одна из лекций как раз была посвящена стилям в комиксе. Я пыталась пересказать вам ее содержание, но повествование получается сумбурным и будет лучше найти какие-то выдержки в интернете.

Но зато я хорошо помню лекцию Виктора Меламеда. Скажу честно, на его лекцию я идти не хотела. Знаю о его заслугах, знаю, каких сильных художников он выпускает и полезные советы дает, но лектор он плохой. За его мыслью сложно следить, он перескакивает с одной темы на другую, разбавляя речь междометиями и словами паразитами. Я пишу эти строки и уворачиваюсь от тухлых помидоров, которые вот-вот полетят в меня. У Меламеда много поклонников.

Но в итоге я решила пойти, отчасти по совету Кристины из Типацеха, с которой мы, наконец, познакомились в офлайн. Еще один плюс таких фестивалей! Многое, из того, что говорил Меламед я с жадностью записала. Мне его лекция была полезна и как художнику, и как преподавателю. Он объясняет свой подход в преподавании не как обучение иллюстрации, а как модерацию самообразования. Он не учит своих студентов делать, как он (хотя работы учеников удивительно похожи), а руководит процессом познания себя и своего стиля. Отличие от традиционного подхода заключается в том, что от отвечает на уже сформулированные вопросы, а не дает ответы на вопросы, которые еще не созрели.

По своему опыту могу сказать, что вопросы у моих учеников появляются спустя большое количество времени. Замечу, что я преподаю рисунок и живопись. Не иллюстрацию! Но спустя полгода совместной работы, у учеников появляется вопрос «Что я хочу рисовать? Что мне нравится?». И это то, что отличает художника от того, кто просто хорошо рисует. В этом и иллюстраторы, и станковые художники похожи. При чем, когда человек говорит «я не умею рисовать», он имеет в виду «я не умею рисовать хорошо», но в действительности это означает «мне нечего сказать». Это мысль Меламеда, кстати. Но в своем блоге я тоже часто об этом писала.

К Меламеду приходят люди, у которых вопрос «что рисовать» появился давно и созрело еще полтора десятка новых. В силу того, что курс у него дорогой, люди приходят мотивированные и выжимают из учебы все возможное. Его задача — задавать правильные вопросы, помогать ответить на уже существующие и привести примеры. Это чертовски сложно! Поэтому преподавать просто рисунок, и просто живопись, проще.

Как художник, у которого нет трехсот тысяч рублей на учебу, может помочь себе в самообразовании? Нужно формулировать критерии качества!

У каждого художника свои критерии, которые возникли в результате поиска и анализа своих и чужих работ. Эти критерии со временем меняются, они должны меняться. На одном из занятий ученица заметила, что ее вкусы нельзя назвать образцовыми и она этого стыдится. Конечно, я попросила гнать эти мысли прочь. Вкус развивается, интересы меняются. Не нужно стесняться своей любви к какому-то типу картинок. Скорее всего через полгода все изменится.

Что поможет в форматировании критерий?

Меламед предлагает завести тетрадь, в которую можно вклеивать понравившиеся и даже не понравившиеся работы. К каждой картинке делать подписи - что нравится, а что нет. Меня идея захватила, и я жду возвращения домой, чтобы завести такую тетрадь. Туда же можно записывать идеи на будущее. На днях я нашла в баре листовку, напечатанную на плотной, но прозрачной бумаге. Мне показалось, что это интересная идея и можно использовать такую бумагу в каком-нибудь зине. Обязательно вклею лист в свой будущий альбом идей, анализа и разбора.

Критерии качества необходимы и для того, чтобы довести свою работу до конца. Когда я расписывала стену в детском саду, я никак не могла понять, где стоит поставить точку. Это произошло именно потому, что не было критерия качества. Я их просто не сумела сформировать по отношению к монументальной росписи.

Как заметил Меламед: «Когда студент мыслит свою работу как упражнение, критерий качества заведомо низкий». И как он чертовски прав! Я вижу это и по своим ученикам, и по себе. Я продолжаю учиться и некоторые учебные упражнения вызываю у меня жуткое отторжение и лень.

Главное помнить, что любое упражнение — это вклад не в далекое будущее, а в самое ближайшее. Упражнения формируют критерии, которые принесут вам неизмеримую пользу.

Критерии качества легче сформулировать, поставив себя в контекст. Сравнивайте свои работы с чужими. Безжалостно критикуйте и запоминайте, что можно сделать лучше, что другие художники уже делают лучше. Знаю, многих такое сравнение подавляет. Помните, что в чем-то вы будете сильнее многих, но и в чем-то слабее. Круговорот жизни и способностей.

Если просто сравнение не помогает, попробуйте сделать следующее упражнение. Возьмите свою слабую работу. И к каждому элементу сделайте подпись «скучно». Рука, нос, лацкан на рубаке, кольцо, дерево и старый пес — все станет скучным. Исправьте это. Каждый элемент должен жить, звенеть и что-то выражать. Я еще не пробовала выполнить это задание, но оно показалось мне любопытным.

А теперь представьте, что вы режиссер. Режиссер руководит сценаристом, оператором, композитором, художником по костюмам, менеджером, который отвечает за кастинг. Все эти роли выполняете тоже вы. Выполняете в своих иллюстрациях. Сценарист отвечает за сюжет, оператор — за свет и цвет, композитор — за расположение объектов, композицию на листе, а менеджер по кастингу — за персонажей. Кто-то из них выполняет свою работу лучше или хуже. Можно, конечно, подтянуть отстающего, но лучше уволить. Если вы понимаете, что ваш сценарист слабоват, положитесь на оператора и композитора, если художник по костюмам не справляется, исключите одежду из своих работ или замените коллажом.

Я понимаю, что мой сценарист часто уезжает в отпуск или не желает вставать с дивана, поэтому так важно уделить внимание красоте картинки. А кто в вашей команде слабое звено?

Вывод в том, что нельзя направлять усилия во все отделы графики.

Пост получился достаточно объемным, поэтому закончу здесь. Но перед тем, как попрощаться. Задам вопрос: « Как вы думаете, кто на этом изображении Кики, а кто Молума»?

Не забывайте писать комментарии здесь или в инстаграме!

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю


Добавить комментарий

3 мыслей про “Бумфест 2017

  • Кристина

    А! Здесь написано про меня, как мило, спасибо большое, Юля! Мне тоже ужасно приятно познакомиться) Обожаю твои посты, всегда с интересом читаю)
    Очень интересно про стили в комиксе, а кто читал эту лекцию? Кажется, я на ней не была.

    • Julia Prohotskaya

      Спасибо! Блин, да вам, наверно, все самое важное и интересное уже рассказали на учебе! а я потихоньку до всего догоняю а про лекции..мне сейчас лень смотреть его имя. Это была лекция 23 сентября в середине дня. Профессор из Сорбонны. В основном он говорил о Тинтине)