Книжные магазины Амстердама и Лиссабона. Выставка португальского сказочника на типографском станке 1


А вы любите книжные так же сильно, как люблю их я? Каждое мое блуждание по новому городу в новой стране приводит в книжные магазины. Тут нет магии, но мне нравится верить, что есть. Трудно пройти двадцать километров по городу и не найти ни одного книжного, поэтому, увы, я не обладаю суперсилой.

В прошлых двух постах я рассказывала об уличном искусстве, постерах и паблик-арте Португалии. Сегодня я сменю тему и расширю географию. Начну с Амстердама. В этом городе мы провели часов пять, возможно, шесть. Но в ясном сознании мы провели там часа три, а в остальное время преодолевали последствия нашего опрометчивого поступка – визита в кофешоп. Признаться, за три часа мы многое успели посмотреть, в частности зайти в местные книжные. Мы сошли с поезда, прошли несколько сотен метров, отведали свежей выпечки с томатами и соусом песто. Перекусить мы решили на улице, сидя на маленькой площади. Пока мы отрывали ароматные ломти булки, голландский граффитчик расписывал клумбу. Утолив голод и осмотревшись, мы увидели два книжных магазина. Один был посвящен журналам, периодическим изданиям и зинам! Второй – более привычный нам, с книгами по искусству, кулинарии и, конечно, художественной литературой.  В первом я вдоль и поперек изучила раздел с зинами, полистала журналы по искусству, но ничего не купила. Как бы я ни любила разглядывать подобные издания, покупаю только то, что схватило за душу и не отпускает.

Во втором книжном я тут же отправилась к иллюстрированным изданиям. Хвала небесам, в Европе иллюстрированным книгам для взрослых посвящены целые разделы! А, забегая вперед, в Париже им отданы целые этажи! Честно говоря, я почувствовала себя наивной деревенской девушкой, которая, хлопая глазками, спрашивает: «А что, так бывает?» Мой наивный взгляд постановил, что иллюстрация в Европе живет и процветает, и ее здесь горячо любят.  Это вселило надежду и уверенность в выборе жизненного пути. Россия тоже к этому придет. И у нас полюбят картинки, и зауважают труд художника, и начнут платить деньги за работу, и все будут дружны и счастливы! Вот так!

Кстати, про дружбу и счастье. Обратите внимание на эти очаровательные постеры с высказываниями про журналы! Будем создавать, а не уничтожать! 

В Лиссабоне мы тоже посетили пару книжных. Как и в Амстердаме, здесь большой выбор иллюстрированной литературы, и она сильно отличается от того, что представлено на нашем рынке. Те иллюстрации, которые я успела посмотреть, тяготели к абстракции; формы условные, фигуры сведены к геометрическому минимуму. Ничего не имею против таких изображений, люблю изучать то, как художники работают с ограниченными выразительными средствами. Как художник-иллюстратор я стремлюсь к тому, чтобы в малом показать большое и значительное. Но как же я люблю иллюстрации, в которых можно закопаться, погрузиться в другой мир. В таком мире интересно, как же художник нарисовал травинку, складку на одежде, а как он обыграл удивление на лице персонажа, как прорисовал ему нос и волосы. А небо? Его залили одной краской или поставили пару-тройку штрихов? А, может, оставили не закрашенным?  

Покажу несколько книг, которые удалось сфотографировать. Не думала, что буду делать целый пост, посвященный книжным. В этом бы случае попросила Сашу сделать побольше кадров. В первой книге мне понравился сюжет. Перед нами герои в возрасте. Они о чем-то думают или вспоминают. Возможно, о прошлом, о детстве, о своих детских мечтах… Точно я не смогу сказать, потому что не знаю португальского. Но не беда. А вторая книга рассказывает о мальчике, который заглатывал книги. Мне понравился отгрызенный уголок обложки.

В Порту мы не смогли пройти стороной один из самых известных книжных магазинов во всем мире. Поговаривают, он вдохновил создателей Гарри Поттера. Вот, что пишет о нем Варламов: «Livraria Lello – один из самых красивых книжных магазинов в мире. Расположенный рядом с площадью DOS Leões этот старый книжный магазин с удивительным интерьером - витражи, резьба по дереву, великолепная лестница, застекленные книжные полки и арт-деко фасад и интерьер на двух уровнях». Вообще, если интересно увидеть больше фотографий интерьера, идите по ссылке.  Не знаю как, но ему удалось запечатлеть магазин без толпы туристов.

Ну а мой фаворит среди книжных находится в Лиссабоне на LX Factory. Об этом арт-кластере я писала здесь. Книжный находится в бывшей типографии, и в интерьере сохранились брутальные лестницы, ограждения и печатный станок! Когда мы были там, станок оборудовали под выставочную площадку. Об этом я обязательно расскажу ниже. Книжный впечатляет не только своим интерьером, но и выкладкой книг. Полки протянулись от самого пола до потолка. А потолки там высокие! Мечтаю попасть в «Подписные издания» в Петербурге, знаю, что книги там тоже расстилаются до самого верха.

Я лениво прошлась вдоль иллюстрированных книг, подметила, что в магазине большой выбор литературы на разных языках, но самое интересное ждало впереди. В станке. Мы видели, что по всему магазину развешаны кинетические скульптуры. Они выглядели очень наивно и романтично. Я бы и не подумала, что их автор очень пожилой португалец, который создает сказочные механизмы.

Мы поднялись по небольшой металлической лестнице и увидели группу людей, которые с улыбкой слушали автора работ. Он рассказывал на португальском, поэтому мы пошли изучать скульптуры без него. И оказались мы тогда в сказочном мире, сделанном из разного мусора, металла, игрушечных фигурок и вырезок из журналов. Мы уже хотели уходить, когда увидели, как слушатели дружно кидают монетки в механизм. Мы тоже кинули. Хороша была выставка! Но тут художник нас поймал: «Portuguese? Dutch? English?» А мы: «English! English!»

 И он начал рассказывать истории, мешая английские и португальские слова. Каждый из этих механизмов приходил в движение, стоило нажать секретную кнопку или рычаг. Здесь рабочий за станком. Тем самым станком, где мы сейчас находимся. «Он трудится, трудится»

 А тут влюбленные ночью, под фонарем; льет дождь. В этот момент он раскачивает трубку, которая имитирует звук дождя. Потом нажимает на поручень и выходит месяц. Мы с Сашей, абсолютно зачарованные следуем за художником дальше. На этой выставке меня посетил самый настоящий катарсис. Все его истории были очень простыми. В них не было морали и выводов. Но были истории, одинаково интересные детям и взрослым. Взрослым даже больше. Детей такими игрушками, наверно, сложно удивить. Но как это было прекрасно. Я думала о том, что тоже хочу быть таким художником. Хочу создавать истории, хочу погружать в них людей и не оглядываться на комментарии тех, кто считает это детской забавой и несерьезной работой.

В этой работе художник воспроизводит сцену из французского фильма 1958 года «Мой дядюшка». Описание в кинопоиске такое: «Молчаливый господин Юло живет в старом, ветхом квартале Парижа. Недалеко обитает семейство Арпелей — его сестра и зять. У них ультрасовременный дом, полный модных бытовых приборов. Когда же Юло навещает их, он никак не может вписаться в это высокотехнологичное окружение…» Не помню, что именно рассказывал художник, но как и все его работы, эта вызвала искреннюю улыбку и смех.

А это та самая машина, в которую нужно кинуть денюжку. Тут и довольный Скрудж Макдак, и воры наготове. Когда монетка попадает в ящик, звучит звоночек. В этот момент радуешься как ребенок и чувствуешь себя собакой Павлова. Рассказывая об этой работе, автор сокрушался: "И тут я понял, что создал машину, приносящую пользу!" Не поспоришь!

Покажу еще несколько фотографий с этой выставки.

И, конечно, портрет автора. Его имя Pietro Proserbio. Очень рада, что смогла поделиться его работами с вами!

Я планировала рассказать о книжных Парижа, но сейчас мне хочется остановиться на рассказе о художнике. Его выставка дала мне очень многое. А о Париже расскажу в следующем посте про покупки!

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Мысль на тему “Книжные магазины Амстердама и Лиссабона. Выставка португальского сказочника на типографском станке