О целях искусства и задачах художника


Когда я ходила на собеседования, чтобы получить должность научного сотрудника или хотя бы администратора в галерее, я очень боялась вопроса «Кем вы видите себя через пять лет?» Я просто не могла ответить на него честно и уверенно. Оказалось, что в таких заведениях как музеи или галереи, этот вопрос не задают. Но в голове он продолжал звучать довольно часто. Мне хотелось знать ответ на этот вопрос, но все время сомневалась, нужно ли это вообще. Наверно, список целей и планов – это то, что поднимает нас каждый день с кровати. Но действительно ли мы можем спрогнозировать события, которые произойдут через пять лет? Я уже не думаю о том, какой социальный статус я буду иметь в тридцать, где я буду работать, но думаю о том, чем станет мое творчество к этому времени.

Мне хочется верить, что я принадлежу к плеяде думающих художников и рисую не только для того, чтобы красиво преподнести свою работу в ленте Инстаграма (хотя иногда кажется, что дело обстоит именно так). По моему мнению, думающий художник ставит перед собой задачи. В каждой последующей работе он пытается решить эту задачу, пусть это и отнимет львиную долю его жизни. Задачи могут быть разными: пластическими, этическими, психологическими, техническими или эстетическими.

Сейчас в том же Инстаграме появилось очень много художников. Среди них есть и профессионалы, и любители, и просто интересующиеся.  Прекрасно, что теперь наши работы, которые годами пылились в шкафу, нашли своего зрителя. Но вместе с тем ушла магия творчества, оно превратилось в забавное хобби, увлечение, в котором попробовали себя многие, нарисовали очередную однотипную картинку и остались при мнении, что вот оно – искусство! При этом не было поставлено задач, не было поисков, а вместо этого было повторение уже нарисованного кем-то другим. Художественные школы говорят нам, что рисовать просто: «А теперь повторяем за мной, раз, два и работа готова!» «Вау, оказывается искусство – это так просто и легко!» Вам не нужно думать, не нужно осваивать базу, вам просто нужно «наслаждаться процессом», потому что «результат – это не главное». Поймите меня правильно, я не против того, чтобы люди, мечтавшие рисовать всю свою жизнь, наконец, сделали это. Но так не хочется, чтобы жутко похожие друг на друга акварельные пейзажи и плохо написанные портреты стали гарантом качества.  Мне кажется, из-за засилья плохо нарисованных работ страдает наш вкус и представление о качестве и назначении искусства!

Конечно, мне немного неловко писать это. Мои работы далеко не образцовые и со стороны могут показаться очень наивными и развлекательными. Это не плохо. Но за ними много размышлений, экспериментов, поисков себя и своего «я», проб и ошибок, откровенных провалов, разочарования и счастья, которое возникает, когда находишь то, что искал. И пусть это будет всего лишь форма глаз твоего персонажа. Не важно!

Про себя могу сказать, что я в активном творческом поиске. Это приносит мне радость и причиняет жуткую боль. Почти что физическую. В силу существенных пробелов в художественном образовании, я вынуждена подтягивать знания и навыки самостоятельно, по учебникам и на курсах. Я ставлю перед собой технические и пластические задачи, которые решали студенты художественного вуза год от года, но которые прошли мимо меня. Необходимость возвращаться к основам основ, препятствует временами моим этическим и эстетическим поискам. В то время как нужно работать над портфолио, регулярно его обновлять и пополнять, искать заказы и работать над стилем, мне просто хочется на месяц убежать в деревню. Чтобы как мастера 19 века писать на природе, в лесах и полях, не думать о заработке, домашних заботах и не испытывать чувство вины перед близкими, потому что эгоистично бросаешь все, чтобы просто писать пейзажи. Это одна сторона вопроса. А другая заключается в том, что мне хочется работать над иллюстрацией и при помощи нее делать этот мир лучше. Это вопрос этики.

Искусство – мощный инструмент воздействия и влияния. Советская власть прекрасно это знала и использовала искусство в своих целях. Эти цели не были благородными или возвышенными, несмотря на то, что иногда социалистический реализм и кажется таковым. В современном мире, в бесконечности информационных потоков, искусство уже не обладает тем влиянием, но все равно остается действенным инструментом. Мы, художники, можем сделать этот мир лучше.

Поводом написать этот пост, как ни странно, стала книга Наоми Вульф «Миф о красоте. Стереотипы против женщин». В ней автор пишет о том, откуда берутся стереотипы и как они ограничивают свободу женщин. И речь в ней идет не только о внешности, но и социальном положении женщин в истории. Саша не даст мне соврать. Когда я читаю эту книгу, от злости у меня начинают скрипеть зубы, и со мной невозможно разговаривать спокойно. Обида, злость и острое чувство несправедливости пронизывает меня от макушки до кончиков пальцев. Примерно те же эмоции я испытываю, когда слышу о дискриминации не только по половому признаку, но и дискриминации по цвету кожи или сексуальной ориентации. Я бы очень хотела научиться рассказывать об этом при помощи картинок, обращать внимание людей на то, что эти проблемы есть, и как было бы прекрасно, если мы сумеем их решить. Вместе.

Пока я не знаю, как рассказать об этом. Поэтому нашла для себя другое решение. Я участвую в благотворительных конкурсах и создаю иллюстрации для благотворительных фондов. В конце мая должны быть опубликованы мои картинки, созданные для благотворительного забега в поддержку онкологических больных в Петербурге. Как смогу, покажу, что получилось.

Для меня это только начало. Мне хочется научиться рассказывать о свободе выбора, о возможности выглядеть так, как мы того хотим и говорить то, что считаем нужным, спать, с кем хотим, жить, как того желаем. Наша свобода заканчивается там, где нарушаются свободы другого. Поэтому мне хочется научиться говорить о сексизме, расизме, национализме и любом другом виде нетерпимости. И если мы не сталкиваемся с выше перечисленным напрямую, это не означает, что этого нет.

Но пока я ищу ответы на эти вопросы, я все еще пытаюсь разобраться в замысловатых законах живописи, формообразования и пространства.

 

Если вам нравится читать мои тексты и очень лень заходить на сайт через социальные сети, подписывайтесь на рассылку. Вам будет приходить только одно письмо в неделю

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.