Черный. История цвета


В одном из выпусков «Интересное за неделю» я настоятельно советовала вам познакомится с книгой Мишеля Пастуро «Черный. История цвета». Тогда я написала следующее: «Начну с самого интересного – книги «Черный. История цвета»! Я только начала ее читать, но уже нахожусь под большим впечатлением. Автор рассказывает, с каких пор черный перестал считаться цветом, и почему он позволил себе вернуть черному забытый статус.  Книга наполнена невероятно интересными фактами! И, конечно, если речь заходит об одном цвете, невозможно умолчать о других. Например, долгое время синий цвет считался самым теплым. И если современный историк искусства будет изучать соотношения теплых и холодных цветов на картине Рафаэля и Тициана, «он совершит непростительную ошибку». Кроме того, вы узнаете, почему какое-то время только бедняки носили черные одежды, как добывали и добывают черный цвет (способов очень много!), и какой из них самый дорогой. В общем, я в диком восторге! Рекомендую!»

На сегодняшней день мне осталось дочитать двенадцать страниц, поэтому я могу с уверенностью сказать, что это безумно увлекательное чтение. Книга будет интересна не только художникам и теоретикам искусства, но и дизайнерам, историкам моды и просто людям, которые увлекаются изобразительным искусством, историей, социологией, модой, и даже политикой. Я решила в вкратце пересказать основные идеи и, возможно, заинтриговать вас еще больше.

Начнем с того, что объективно черный не является цветом. Да, это немного сбивает с толку, но такого положение вещей. В 17 веке Исаак Ньютон открыл цветовой спектр. Справедливости ради надо отметить, что Ньютон разбил спектр на семь цветов. В действительности их всего шесть. К красному, оранжевому, желтому, зеленому, синему и фиолетовому он добавил индиго.  

Черный, как и белый – это результат смешения спектральных цветов. В связи с этим открытием мода на черный значительно поубавилась. Это касалось и одежды, и гербов. Именно по последним историки оценивают степень популярности того или иного цвета. Популярность черного цвета менялась от столетия к столетию, и было это связано с рядом причин: открытиями в области физики, давления церкви и религии, политикой и даже стоимостью красителей.

Самым показательным примером может стать история про юные годы Христа, когда он подрабатывал красильщиком (неканонические тексты). Иосиф и Мария решили, что мальчика пора обучить какому-нибудь ремеслу и отдают его в ученики красильщику в Тивериаде. Его учитель поручает окрасить дорогие ткани богатых горожан в различные цвета, а сам уходит в город по делам.  Иисус хотел скорее вернуться к родителям, поэтому бросил все ткани в один и тот же чан. Вернувшись, наставник был в ярости, он бросается к Иосифу и Марии, ругает Иисуса, а тот ему отвечает: «Не беспокойтесь, мастер, сейчас я придам каждой ткани положенный ей цвет». И действительно, все одежды оказываются окрашены в разные цвета. Что интересно, цвет краски, в которую Иисус кидает вещи, меняется от столетия к столетию. И связано это с символикой цвета. В наиболее ранних версиях Иисус окрашивает ткани в синий цвет. Тогда синий был нелюбимым цветом, его редко использовали для окрашивания тканей. Позднее, в феодальную эпоху, когда произошла переоценка синего цвета, он вошел в моду и стал цветом королей, Иисус стал красить ткани в черное. В то время черный был гадким цветом, цветом Дьявола. Но в 14 веке это станет невозможным. Черный входит в моду и не может вызывать негативных ассоциаций (а в этой истории было важно подчеркнуть проступок Иисуса). И тогда чан наполняется желтой краской. Я думаю, после этой истории вы оценили влияние цвета на культуру и восприятие людей мира, истории, себя и религии.

В древние времена люди боялись черного. Черный был цветом тьмы, зла, смерти и пещер, которые таят опасность. «Большинство мифологических систем, когда им приходилось описать или объяснить рождение мира, прибегают к тому же образу: праматерью всего сущего была ночь, бескрайняя изначальная ночь, и жизнь обрела форму, возникая из тьмы».  Страх темноты начал ослабевать после того, как люди научились добывать огонь и вместе с тем получать искусственные красители. Жгли древесину, кору, скорлупу и косточки фруктов! Затем в ход пошли минералы. Оттенки черного получались разными в зависимости от материала. У цвета появились различные характеристики: текстура, плотность, насыщенность и блеск – все это имело первостепенное значение. Позднее, в эпоху античности, появились разные термины, обозначающие черный. Ater – черный матовый. Niger – черный блестящий. Со временем ater начал приобретать значение отталкивающего, грязного и даже ужасного цвета. Niger обладал позитивным смыслом.

Черный – это и цвет плодородия. В Египте он сопровождает усопших в загробный мир и обещает возрождение после смерти. У германцев черный ворон был птицей-воином, защитником. В Библии будет иначе. Черный цвет не дарит воскрешения, а черный ворон считается существом нечистым, птицей дьявола.

Кроме того, из книги вы узнаете, какого цвета были первые шахматные доски, какие цвета противопоставлялись черному, в какие был окрашен дьявол и какой плотности этот цвет, а также, кто был пособником дьявола и почему.

Было интересно узнать, что именно появление геральдики изменило отношение к черному. Он перестал считаться исключительно цветом тьмы и дьявольских существ.  Черный стал просто частью геральдической системы. «В гербе присутствует две составляющие: фигура и цвет (тинктуры), они размещаются на гербовом щите, форма которого может быть различной». Цвета располагались в очень строгом порядке и были разделены на группы.  А с появлением книгопечатания у каждого цвета был свой штрих: вертикальный, горизонтальный, длинный или короткий, точки, диагональные линии – все это было закодированным сообщением, которые могли считать далеко не все.

В Средние века черный ассоциируется не только с трауром и ведьмами, но и становится цветом достоинства и высокой морали. «Это впечатление только усилится после того, как в следующем столетии (14 век) будут приняты предписания об одежде и законы против роскоши».

А что же происходило дальше с черным цветом, вы узнаете из книги. Все те факты, что я привела выше – это малая часть той ценной и очень редкой информации, которую нашел и обработал французский историк-медиевист Мишель Пастуро.

Расскажите, какие книги впечатлили вас?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.