Как найти свой стиль в иллюстрации. Часть 1


Самый часто задаваемый вопрос популярным и востребованным иллюстраторам звучит так: «Как найти свой стиль?» Нам, художникам, кажется, что есть волшебная формула, которая на раз лишит нас проблем с поиском своего визуального языка. Увы, такой формулы нет. Однако никто не мешает нам в нее свято верить и продолжать искать. Я, как и многие, нахожусь в поиске «своего стиля» и поэтому решила поделиться собственным опытом.

Сразу оговорюсь, что не претендую на роль эксперта, но верю – любое мнение может быть полезно.

Для того, чтобы ответить на вопрос о стиле, я разбила статью на две части. Первая часть посвящена моим рисункам. На их примере я расскажу о том, как я пришла к тому стилю, в котором сейчас работаю (см. портфолио). А во второй части я дам практические советы, которые, надеюсь, вам пригодятся.

Многие из нас ошибочно воспринимают стиль, как нечто неизменное. Стиль, как и ваши навыки, меняются и становятся лучше. Точнее всего эту мысль сформулировал Рудольф Арнхейм, эстетик и психолог искусств. В своей книге «Искусство и визуальное восприятие» он писал: «Оригинальность – это непроизвольный продукт удачной попытки одаренного художника быть честным и правдивым. Сознательный поиск личного стиля неизбежно вредит ценности художественного произведения, так как этот поиск вводит элемент произвольности в процесс, который может управляться только закономерностью». Я бы поспорила с мистером Арнхеймом о термине «одаренный», но это уже другой разговор. Вернемся к вопросу стиля. Арнхейм пишет о том, что поиск визуального языка должен происходить естественным образом, путем эксперимента и постоянной работы. Мы можем копировать приемы других художников, но при этом должны отдавать себе отчет – сделает ли это ВАШУ работу лучше, правдивее?

Я горячо любила и люблю французского иллюстратора Изабель Арсено. Ее работы прекрасны, многогранны, и, несмотря на разнообразие сюжетов, художественных приемов, в них читается авторский почерк. В своих иллюстрациях она использует разные материалы: цветные карандаши, простой карандаш, акварель и гуашь. Я же рисовала маркерами, когда впервые увидела ее работы.

Изабель Арсено

 

То, что я делала пользовалось популярностью; маркеры только появлялись на прилавках художественных магазинов, и в русскоязычном инстаграме еще не было такого обилия скетчеров. Мне предложили вести курс по скетчингу маркерами, и обращение к цветным карандашам казалось неуместным. Как и многие, я была очарована городскими зарисовками Анны Эгиды, пробовала создавать нечто похожее, и долгое время это приносило мне большое удовольствие.

Но иллюстрации Арсено не отпускали. Тогда я начала рисовать один и тот же сюжет в разных техниках.

В некоторых смешивала маркеры и карандаши в одном рисунке.

А потом я заново открыла для себя акварель. И все стало еще труднее. Теперь я работала маркерами, цветными карандашами и акварелью.

Акварельные этюды из зоологического музея. Как можно заметить, ничего общего с предыдущими работами

Стоит подчеркнуть, что я не создавала самостоятельных законченных работ. Все, что я делала, попадало в категорию набросков, скетчей, зарисовок, но ничего более. Сейчас я связываю это с тем, что у меня был поисковый период. В набросках можно позволить себе экспериментировать, пробовать новые техники и приемы, нарабатывать визуальный материал, который пригодится в будущих проектах. Но наброски должны естественным образом становится чем-то большим. Они должны служить подспорьем для чего-то обдуманного, взвешенного и цельного. Особенно остро я поняла это, когда мама моего молодого человека попросила в подарок пару рисунков, а я не смогла ничего найти. При этом я действительно рисовала почти каждый день. Все было в блокнотах, тетрадях, на рваных листах и имело незавершенный вид. Это было ровно год назад. С тех самых пор я начала создавать серии.

Что может дать серия? Многое! Во-первых, вы выбираете одну тему и развиваете ее. Бывают дни, когда нам нечего рисовать, ничего не приходит в голову и мы выдавливаем сюжет, как зрелый прыщ. Сравнение не лицеприятное, но честное. В случае серии вы всегда знаете, с какой стороны подступиться.

Я долго размышляла над собственной серией. Она была нужна мне в период творческого затишья. Было время, я думала о рисовании своих фотографий из инстаграма или ленты друзей, посещали мысли об иллюстрациях из жизни моей кошки (да, банально! но почему бы и нет?), но потом мне пришла в голову другая идея. Цветы! Это было отличное решение. Референсы были доступны в огромном количестве на улицах города, в интернете и книгах. Нарциссы, тюльпаны, одуванчики – цветы на любой вкус!

Ограниченный набор художественных материалов – второй плюс серии. Как я уже писала выше, я рисовала маркерами, акварелью и цветными карандашами. Но на самом деле я еще баловалась гуашью, иногда брала в руки пастель (в основном для копий) и время от времени обращалась к линеру. Но я решила выбрать карандаши. По банальной причине – у меня лежало шесть абсолютно новых нетронутых карандашей Derwent, которые я очень хотела пустить в дело.

Шаг за шагом ваш стиль начнет приобретать форму. Невозможно создать десять работ в одном стиле, если он не ваш по духу. Первая картинка, возможно, будет под влиянием любимого художника, во второй станет чуть больше вас, третья и вовсе может изменится. Важна закономерность! Вы изучите возможности материала и поймете, а можете ли вы рисовать только им еще десять лет?

Я поняла, что карандаши – моя страсть. Спустя время и еще несколько серий работ, я начала рисовать кино. Все смотрят и любят фильмы, все задаются вопросом, что посмотреть вечером. Мои иллюстрации могли бы помочь им с этим выбором. Стилистически моя цветочная серия отличается от серии о кино. Но без роз, тюльпанов и ромашек не смог бы появиться на свет нарисованный кадр из фильма Хичкока «Птицы».

Конечно, это не полная история моего стиля. Но и уж точно не финальная глава.

Я буду рада услышать вашу историю, вопросы, рекомендации и замечания! Делитесь! Это будет полезно мне и всем тем, кто случайно найдет этот пост в просторах интернета.

Ждите вторую часть статьи с практическими советами!

#иллюстрация #какнайтисвойстиль #блогиллюстратора

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.